Posted 7 марта 2007, 21:00
Published 7 марта 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:51
Updated 8 марта, 08:51
Сегодня на роль хранительниц домашнего очага и воспитательниц растущего поколения претендуют не только матери. Все чаще и чаще чуть ли не все эти функции стали выполнять отцы, наиболее смелые из которых не боятся «уйти в декрет». Причины просты: немало женщин в России стали получать больше, чем мужчины. Свою лепту в наметившуюся тенденцию внес и принятый не так давно закон, разрешающий папам брать оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком.
Усатый нянь
Челябинец Максим Мишин взял отпуск по уходу за своим первенцем Андреем уже через несколько недель после появления малыша на свет. На столь пока необычный в нашем обществе шаг Максима вынудил финансовый вопрос. Новоиспеченный папаша работал рядовым инженером, в то время, как его жена незадолго до беременности устроилась менеджером в одну преуспевающую фирму и получала в несколько раз больше супруга. Конечно, терять такое место не хотелось. К тому же довольно быстро у мамы пропало молоко, и ребенка пришлось перевести на искусственные смеси, так что вопрос, кто будет кормить, отпал сам собой. С этого момента Максим ни в чем не уступает квалифицированной мамаше: может и памперс сменить, и с ребенком погулять.
По данным соцопросов, именно семейный бюджет становится основным мотивом, который заставляет мужчин отказываться от привычной роли добытчика и надевать фартук. «После рождения ребенка моя жена просидела с ним около 10 месяцев. Потом ее позвали работать в престижную компанию, – рассказал «НИ» московский фотограф Дмитрий Федоров. – В это время организация, где я работал, потихонечку загибалась. Поэтому мы решили оставить дочку на меня, тем более что супруга вполне могла обеспечить семью. Поначалу, конечно, я чувствовал себя странно: все-таки я привык, что семья и домашнее хозяйство – это женская обязанность. Но потом выяснилось, что мой график просто не оставляет мне времени скучать. Дочку надо водить в садик, в спортивные секции, заниматься с ней. Я не люблю, когда посторонние люди хозяйничают у меня дома, поэтому никакая няня мне не нужна».
Маленькая угроза большой карьере
По данным опроса Фонда «Общественное мнение», 58% мужчин не считают, что «жена-спонсор» – это плохо. Такого же мнения придерживаются 64% женщин. Результаты этого опроса отражают мировую тенденцию: сильный пол и слабый меняются местами. Логика проста: женщины сейчас более востребованы в плане работы. «Они более энергичны, трудолюбивы, не так избалованы, как мужчины, – пояснила «НИ» партнер компании по поиску и подбору персонала Antal International Наталья Мирская. – Прекрасный пол не требует моментального признания своих заслуг, а более склонны аргументировать свои требования».
Но, когда речь заходит о ребенке, прекрасные карьерные перспективы ставятся под угрозу. По данным британских ученых, у женщин, которые берут отпуск по уходу за малышом, ежегодные потери в зарплате составляют около 2%, в то время, как не прерывающие работу в течение 7 лет англичанки получают в среднем на 15% больше, чем в начале карьеры. Еще один чисто российский отпугивающий фактор – работодатель не обязан платить сотруднице, взявшей отпуск по уходу за ребенком, больше 16 тыс. рублей вне зависимости от размера ее оклада. Поэтому, если жена зарабатывает больше мужа, рисковать карьерой сегодня решается далеко не каждая молодая мама.
Настоящее мужское воспитание
Впрочем, далеко не всегда дело в деньгах. Для многих отцов посвятить себя семье – единственный выход, когда человек вдруг остается за бортом привычного течения жизни. Московская журналистка Анна Амелькина просидела со своим малышом Темой около 11 месяцев. Но пора было выходить на работу. Встал вопрос: на кого оставить ребенка? «Муж у меня военный и рано вышел на пенсию. Вы знаете, какая у нас безработица! Без дела он просто задыхался, – рассказала «НИ» Анна. – Мы решили убить одним выстрелом двух зайцев – малыша мы полностью доверили отцу. Для всех это стало настоящим спасением. Я теперь спокойна, уезжая в командировки: точно знаю, что мой сын под надежным присмотром, да еще и получает настоящее мужское воспитание».
Конечно, в первое время не обошлось без конфликтов. Больше всего воспротивились такому решению бабушки и дедушки. «Как же так, говорили они, женщина должна стоять у плиты, а не по командировкам мотаться, – вспоминает г-жа Амелькина. – Но как только мы предложили им самим попробовать отвезти внука на занятия, потом в спортсекцию, а затем домой, они как-то сразу успокоились. Все-таки такие нагрузки не для пожилых людей. Что же касается друзей семьи, то они люди современные и часто говорят: мы тебе завидуем».
Необременительная забота
Эксперты убеждены: роль отца в воспитании ребенка трудно переоценить. Более того, многие мужчины управляются с захлебывающимся от плача младенцем едва ли не лучше своих жен. «Для мужчины уход за ребенком и ведение домашнего хозяйства не является чем-то противоестественным, – убеждает «НИ» руководитель Центра социальных исследований и инноваций Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Многие мужья охотно берут на себя эти обязанности. На Западе даже существуют колледжи, где представители сильного пола могут обучиться этому «ремеслу». И, надо заметить, справляются они ничуть не хуже женщин».
Такие школы совсем недавно начали открываться и в Москве. «У нас есть даже специальный курс для мужчин – «Подготовка к родам», – рассказала «НИ» акушер-инструктор школы для мам и пап Наталья Коева. – Большая часть этого курса посвящена проблемам общения с малышом и его воспитания. Мужчина учится лучше понимать женщину, ребенка, самого себя. Несомненно, он становится более ответственным. Такому отцу можно смело доверять воспитание ребенка. И мужчины с удовольствием посещают эти курсы».
За то, что в мужчинах проснулись отцовские чувства, нужно благодарить технический прогресс, уверены эксперты. «Конечно, отцы стали больше внимания уделять своим детям, – пояснила «НИ» заведующая лабораторией гендорного образования МГУ. – Ведь памперс поменять гораздо легче, чем возиться с пеленками. Да и для пеленок появилась стиральная машинка, освободившая наших современников от утомительных полосканий-отжиманий вручную».
Аферисты с пеленок
И все-таки пока в России, по экспертным оценкам, не более 1% пап готовы «уйти в декрет». Особенно сопротивляются такому раскладу жители провинции. Там мужчина, который решит себя посвятить домашнему хозяйству, моментально будет окрещен подкаблучником. «Это связано с инерцией массового сознания, – рассказал «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Любые изменения, которые происходят, любые новые образцы поведения требуют десятки лет для того, чтобы к ним привыкли. К тому же в России женщина со всеми ее домашними обязанностями все еще считается ниже мужчины по статусу».
Еще одна причина, по которой «кормящий отец» пока воспринимается у нас как экзотика, заключается в том, что немногие россияне знают о существовании закона, разрешающего мужчинам брать отпуск по уходу за ребенком. Зато те, кто об этом осведомлен, бывает, используют пробелы в отечественном законодательстве в своих интересах. «В семье одного нашего сотрудника появился ребенок, – рассказал «НИ» московский кассир Николай Попов. – Поскольку жена у него была студенткой, она спокойно совмещала уход за ребенком с учебой. Поэтому отпуск по уходу за ребенком оформил папа. Он получил все положенные льготы и выплаты. Ровно через положенный срок он спокойно продолжил работу на нашем предприятии. Стаж не прерывался, должность сохранилась. Однако все эти три года за ребенком фактически ухаживала мама, а он неофициально работал в другой коммерческой структуре».
Сотрудники Фонда социального страхования даже получили специальное указание особо обращать внимание на отцов, оформляющих отпуск по уходу за ребенком. «Дело в том, что отпуск некоторыми организациями используется как оправдание, – рассказала «НИ» начальник отдела работы со страхователями филиала № 3 Фонда социального страхования Москвы Мариана Филимонова. – Мол, как нам платить налоги с зарплаты сотрудников, если они все в декрете, включая молодых пап и стариков? В то же время жена может трудиться в организации, где зарплата «белая», а муж продолжает работать на «черной» и на эти деньги нанимать, допустим, няню для ребенка. Мы надеемся, что к концу года научимся выявлять жуликов. Так что честных отцов, готовых на деле, а не на словах посвятить два-три года жизни ребенку, станет больше».
КСТАТИ
ШВЕДЫ СТРАДАЮТ ОТ «ДИСКРИМИНАЦИИ У ПЕСОЧНИЦЫ»
Герои одного из самых популярных шведских телесериалов «Наследная принцесса» – молодой министр экологии Шарлотта и ее муж Томас. По сюжету, женщина решает государственные дела, а ее супруг таскает коляску, меняет пеленки ребенку и ждет жену со службы, без конца разогревая остывающий ужин. «Да, так и живем, – вздыхает прототип героя, муж министра по делам молодежи Швеции Лены Халленгрен. – Иногда я тоскую по настоящему делу. Надоедает слышать комплименты лишь по поводу того, как хорошо я убираюсь и сижу с малышом». История Томаса для Швеции типична. В стране 16% всех молодых папаш решили на время прервать собственную карьеру, отпустив в «большой мир» своих жен. Закон им не препятствует: родители новорожденных имеют право выбрать, кому из них и на какой срок использовать положенные полтора года «родительского отпуска». И все-таки большинство отцов не решаются сидеть с детьми из-за... «дискриминации у песочницы». «Мамаши кучкуются вместе, у них свой кодовый язык, свои темы разговоров. Они неохотно пускают мужчину в свой круг. Молодые отцы на детской площадке чувствуют себя изгоями», – утверждает автор диссертации «Отцовский отпуск по уходу за ребенком – личный опыт и впечатления мужчин» Ларс Плантин.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм
НЕМЕЦКИЕ БАНКИ ЗОВУТ МОЛОДЫХ ОТЦОВ В НАСТУПЛЕНИЕ
Германия уже несколько лет испытывает дефицит яслей: в них имеет возможность устроиться лишь каждый десятый ребенок. Поэтому проблема ухода за детьми переросла в ранг большой государственной политики. Первым шагом на пути ее решения стал новый закон, согласно которому папы наравне с мамами могут сидеть с малышом, получая за это казенное пособие. Оно за последнее время заметно возросло и составляет 67% от имевшейся до того зарплаты, но не более 1,8 тыс. евро чистыми в месяц. Заметным стимулом для отцов стало и новое право на «родительский отпуск» продолжительностью в три года с гарантией получения прежней должности после возвращения. Кроме того, новоиспеченные папы обладают теперь возможностью дважды в неделю сокращать свой рабочий день чуть ли не на половину. Но и это еще не все. В рамках стимулирования рождаемости такие крупные банки, как «Коммерцбанк», создают проекты «Наступление папы», в соответствие с которыми материально поощряют каждого представителя сильного пола, решившего провести несколько лет дома с ребенком.
Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин
Как вы относитесь к тому, чтобы мужчина брал отпуск по уходу за ребенком?
Алена СВИРИДОВА, певица:
– Не вижу в этом ничего плохого. В нашей семье такого не было – у нас у обоих ненормированный рабочий график, поэтому с ребенком мы сидели по очереди. Я считаю, что стремление мужчины воспитывать малыша, разгрузив работающую жену, характеризует его с самой лучшей стороны. Хотя не каждый представитель сильного пола на это способен. Это, скорее, ценное исключение из правил.
Борис ГРАЧЕВСКИЙ, режиссер, директор киножурнала «Ералаш»:
– Довольно странная ситуация. Я считаю, что материнство должно доминировать в воспитании ребенка, особенно маленького. Несмотря на то что женщины успешно овладели практически всеми известными профессиями, в том числе и мужскими, рождение и воспитание детей – исключительно женская прерогатива. Я бы не согласился сидеть с ребенком, потому что считаю, что мужчина должен отвечать за то, чтобы семья была обеспечена.
Опрос провела Ольга ЛУТОВИНОВА