Жительница района Царицыно Ирина Яковлева рассказала «НИ» такую историю: «На сайте МГТС я завела так называемый личный кабинет, где, по итогам дня, выставляется счет за исходящие звонки. Меня насторожил тот факт, что 1 марта вечером, по итогам за февраль, мой счет показывал 11 часов 17 минут, а 2 марта он увеличился почти на час и показывал 12 часов 22 минуты. То есть накрутили еще 75 минут. Я обратилась в районный узел связи, где сотрудница отдела претензий не смогла дать мне вразумительный ответ по этому поводу. «Наверное, этот сбой – результат ремонтных работ», – неуверенно пояснила она». Когда же г-жа Яковлева спросила у оператора, какие данные числятся в информационной базе узла, ей ответили, что за февраль она проговорила 12 часов 5 минут. «Лишние минуты можно было бы и не заметить, но к своему телефону я подключила приставку-счетчик, которая считает все исходящие минуты и в конце месяца выдает результат», – объясняет раздосадованный абонент. Так вот, результат это личного счетчика выдал первоначальные 11 часов 17 минут.
«Каждый месяц нам приходит детализация счета, и выходило обычно по 400 минут, – рассказала «НИ» свою телефонную историю москвичка Анна Семенова. – Только вот почему-то в ноябре вышло 700 с лишним. Очень странно, ведь никакой телефонной активности в этот месяц не наблюдалось».
Предприниматель Михаил Фатеев сообщил нам, что его тоже шокировал счет за домашний телефон: «За январь проставили 600 минут. В этом месяце у нас почти никто и не разговаривал: жена лежала в больнице, а я звонил ей с домашнего всего два раза, все остальное время общались по мобильным. Но как доказать то, что я не говорил 600 минут, я не знаю».
Примечательно, что все эти истории стали нам известны вскоре после разговора с представителем МГТС, который, позвонив в редакцию, сообщил, что мы «однобоко» освещаем кампанию по переходу на новые тарифы, не отмечая несомненных заслуг телефонистов. Особенное раздражение вызвало высказанное нашим экспертом мнение, что МГТС может ошибиться при подсчете наговоренных абонентом минут. «Это простая калькуляция, и ошибок быть не может», – разъяснили нам. «Но ведь ошибки случаются везде», – предположили «НИ». «У нас не случается», – был ответ.
Между тем интернет-форумы переполнены сейчас сообщениями, опровергающими это категоричное утверждение. Некто Ольга на одном из информационных сайтов рассказывает: «Перешла на безлимитку, поскольку ужаснули суммы минут в распечатке МГТС. Была в отпуске, а откуда-то 800 мин. А что если у них такие аппараты, как весы на овощном рынке: веса нет, а 150 г уже есть? Как узнать, с кем были соединения по городскому телефону во время отпуска?» Заметим, кстати, юристы в таких случаях рекомендуют заранее оповещать телефонный узел о своем отъезде заявлением и сохранять билеты, чтобы в случае судебных разбирательств подкреплять слова документами.
Еще один москвич начал разбираться с МГТС еще до всяких новых тарифов – в сентябре прошлого года. Он даже обратился с заявлением в Роспотребнадзор, Тверскую прокуратуру и Мининформсвязи. Поводом послужил счет, в котором абоненту предлагалось заплатить за звонки на мобильные номера, которые он, по его словам, не совершал. В распечатке были указаны только первые несколько цифр этих номеров. Когда же он запросил «действительно детализированный отчет по внутризоновым соединениям» с указанием полных номеров, ему ответили, что для этого нужно лично явиться на телефонный узел. К тому же услуга эта платная.
«У операторов стационарной связи существует практика «раскидывать» неоплаченные минуты должников по своим абонентам, – комментирует ситуацию «НИ» ведущий аналитик консалтинговой компании Артем Туманов. Вообще-то, по его словам, телефонисты не очень-то в этом и нуждаются. «Бизнес связистов сегодня очень прибыльный, – говорит эксперт. – К примеру, небольшая компания по предоставлению услуг IP-телефонии зарабатывает в год до 95 млн. долларов в год, при том, что расходная часть составляет 920 тыс. долларов, включая арендную плату и зарплату сотрудникам».
«НИ» решили не ограничиваться оценкой независимого эксперта и уже сами обратились в МГТС с просьбой разобраться в ситуации, которую описали наши читатели. После нескольких часов наших ожиданий в пресс-службе компании нам сообщили, что пока не могут «найти человека, который смог бы это прокомментировать».