Как рассказали «НИ» в Главном управлении Федеральной службы судебных приставов (ФССП), неплательщики коммунальных услуг зачастую являются еще и захватчиками бесхозных квартир – хозяева умерли, а наследники на жилплощадь не объявились. «Многие люди сдают свою квартиру, а пустую просто захватывают, при этом за жилищно-коммунальные услуги не платят», – рассказал судебный пристав Дмитрий Крылов. По его словам, перед тем, как кого-то выселить, человеку дают 2–3 дня для того, чтобы он мог добровольно покинуть не принадлежащую ему площать. Однако практика показывает, что такой возможностью мало кто пользуется. «Нарушители закона зачастую пытаются спрятаться от приставов, двери баррикадируют или даже заваривают», – рассказала «НИ» сотрудник пресс-службы префектуры ЮВАО Ирина Пуговкина.
По данным департамента жилищной политики Москвы, число выморочных (не имеющих наследника) квартир растет с каждым днем. Так, в 2005 году столичными чиновниками было зарегистрировано не более 500 «бесхозных» квартир, а на конец 2006 года их число приблизилось к 1,4 тыс. При этом статистика не учитывает пустующие комнаты в коммуналках. В соответствии с действующим законодательством, жилое имущество, на наследование которого никто не претендует, должно быть передано в федеральную собственность. Между тем в Гражданском кодексе сказано, что дальнейшее использование выморочного имущества регулируется отдельным федеральным законом. А закон этот до сих пор не принят. Поэтому пустующее жилье, как правило, заселяется кем угодно. Это и есть самозахват. «Нередко в таких «бесхозных» квартирах проживают и люди без определенного места жительства», – рассказала «НИ» аналитик столичного агентства недвижимости Инга Инаятова.
По словам эксперта, тот факт, что в столице квартиры пустуют, парадоксален сам по себе, ведь люди годами стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Так, в прошлом году по программе городского жилищного строительства для очередников было предусмотрено 400 тыс. кв. м жилья, а общая площадь пустующих квартир достигала 65 тыс. кв. м, то есть более 15% от потребности. «Было бы правильно передать эти свободные площади очередникам или военнослужащим», – полагает г-жа Инаятова. Кроме того, по ее словам, «бесхозные» квартиры зачастую открывают широкие горизонты деятельности мошенникам и аферистам. Например, бывали случаи, когда на такие площади оформлялась доверенность «задним числом», то получалось, что уже ушедший в иной мир хозяин якобы еще жив. Затем квартира продавалась по поддельным документам, после чего у новых владельцев возникали серьезные проблемы.
В Петербурге продолжаются показательные акции За неполных два года долг жителей Санкт-Петербурга по коммунальным платежам сократился с 4,5 до 1,5 млрд. руб. Сообщивший об этом заместитель главы городского жилищного комитета Владимир Гайдей подчеркнул, что жесткая политика давления на должников путем показательного выселения неплательщиков продолжится. В 2006 году в Петербурге выселили 16 семей. Счет года нынешнего был открыт 5 февраля, когда судебные приставы приехали к братьям-должникам Анатолию и Вячеславу Константиновым. Силовики действовали жестко, телекамеры журналистов их не смущали. Из 2-комнатной квартиры в доме № 12 по Брюсовской улице Константиновых переселили в комнату площадью 12 кв. м в 8-комнатной коммуналке на улице Ольги Форш. С 2000 года они задолжали службам ЖКХ 62 тыс. руб. Братья угрюмо объясняли прессе, что у них маленькие зарплаты. При этом обращала на себя внимание холостяцкая необустроенность жилья, множество пустых бутылок, а характерные черты лиц «пострадавших» выдавали крепко выпивающих людей. Не церемонясь со старенькой мебелью, превратив полки и шкафы в «дрова», судебные приставы погрузили нехитрый братский скарб в машину и вывезли по их новому адресу. Выбивая долги, жилищный комитет действует «кнутом и пряником». Глава ведомства Юнис Лукманов ранее предупреждал: в петербургских судах рассматривается 480 исковых заявлений о взыскании долга по квартирной плате и коммунальным платежам. К выселениям, по его словам, власти прибегают, когда все другие способы убеждения расплатиться по долгам исчерпаны. А когда горожане спрашивают, почему постоянно растут коммунальные тарифы, их успокаивают: максимальный размер оплаты услуг ЖКХ в Петербурге составляет не более 18% от ежемесячного совокупного дохода семьи, что ниже общероссийского показателя. Наталья ШЕРГИНА, Санкт-Петербург |