Posted 5 марта 2007, 21:00
Published 5 марта 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:53
Updated 8 марта, 08:53
Объявленная цель поездки Джорджа Буша – налаживание диалога с южноамериканскими коллегами по актуальным проблемам развития. Сверхзадача вояжа, естественно, не афишированная, сводится к попытке соорудить вокруг леворадикальных режимов, прежде всего венесуэльского, своеобразный «санитарный кордон». С этой точки зрения интересен выбор стран, которые посетит Буш. Первая группа включает Бразилию и Уругвай, где у руля правления находятся умеренно левые лидеры, имеющие разногласия с США, но ведущие диалог с ними. Вторая – привилегированные союзники: Колумбия, Мексика и Гватемала.
Особое значение в этом контексте придается предстоящим переговорам с президентом Бразилии Луисом Инасиу (Лулой) да Силвой, к мнению которого всегда прислушивается президент Венесуэлы Уго Чавес. Среди прочего Буш обсудит с Лулой и программу развития альтернативных источников энергии, прежде всего биогорючего, перспективной отрасли, нацеленной на ослабление зависимости от углеводородного сырья. Ведь на долю США и Бразилии приходится около 70% производства этанола, служащего основой для биогорючего. Перспективы производства альтернативного топлива в деталях прорабатывали в начале февраля в ходе пребывания в Бразилии высокопоставленные чиновники госдепартамента Николас Бернс и Томас Шаннон.
Колумбия, где много лет не затухает партизанская борьба за свержение легитимной власти, также является важнейшим пунктом поездки. Американская администрация оказывает значительную материальную помощь, включая военную, правительству консерватора Альваро Урибе. Тем более что для США и Колумбии, как и десятки лет назад, актуальнейшей проблемой остается совместная борьба с наркотрафиком. Гораздо более сложные переговоры будут у Буша в Мехико. По настоянию мексиканской стороны, помимо чисто экономических вопросов, предстоит обсудить острейшие вопросы миграции. Местная общественность возмущена решением северного соседа возвести на границе с Мексикой многокилометровые заградительные укрепления. Мексиканцы сравнивают этот проект с приснопамятной Берлинской стеной.
Латиноамериканская улица наверняка встретит высокого гостя по-своему, как персону non grata, – манифестациями, массовыми акциями протеста с лозунгами и транспарантами, содержащими нелицеприятные требования «Прочь из нашего дома!». Тем более что в январе этого года свое турне по Латинской Америке совершил иранский лидер Махмуд Ахмадинежад, что только подогрело антибушевские настроения в регионе.
Американские эксперты довольно осторожны с оценками перспектив южного турне президента Буша. Как полагает эксперт вашингтонского научного центра «Межамериканский диалог» Михаэль Шифтер, «нереалистично думать, что самим фактом данной поездки Латинская Америка превратится в приоритет». В то же время, по мнению главного специалиста американского Центра стратегических и международных исследований Сиднея Вентрауба, Буш «намерен свою непопулярность трансформировать в добрососедство». За латиноамериканскими новациями президента США внимательно наблюдают и из столь нелюбимой им Венесуэлы. Так, профессор Центрального университета этой страны Альфредо Сальгейро, заявил, что «было бы превосходно, если янки включили в повестку дня не только темы, интересующие их, но и такие, которые волнуют нас, а именно искоренение бедности, миграция, субсидии сельскому хозяйству».