Что же такое правильная игрушка? Та, которая «хорошо развлекает» и позволяет ребенку часами быть занятым собой, не отвлекая родителей от дел насущных? Или та, что целенаправленно развивает в ребенке необходимые навыки на данном этапе формирования его личности? А может, та, что одновременно и развлекает, и обучает? Надо признать, что мнение психологов и педагогов на эту тему далеко не однозначно.
Выбрать «нужные» игрушки для малыша в возрасте от 1 до 3 лет, наверное, немного легче, чем для более старших детей. Во-первых, сам выбор ограничен. От игрушки требуется, чтобы она была очень простой, яркой и, разумеется, безопасной в использовании. В этот период развития маленький человек, по выражению известного швейцарского психолога Жана Пиаже, проходит «сенсомоторную» стадию. Хватая ручками различные предметы, он осваивает так называемую мелкую моторику – движение пальчиков и руки. В течение двух-трех первых лет ребенок прикасается ко всему, что его окружает, собирая разнообразные ощущения о цвете, форме, звуке, запахе или даже вкусе, которые имеют те или иные объекты. Именно на развитие сенсомоторики основаны, например, популярные нынче игры Марии Монтессори – итальянского педагога XIX века. Малышам, безусловно, интересны придуманные ею рамки и вкладыши различных размеров, форм и цветов, которые приходится подбирать друг к другу.
С трех-четырех лет к выбору игр и игрушек следует подойти со всей серьезностью. В эти годы активно развивается речь, мыслительные и творческие способности, начинает формироваться память, складывается интеллект, ребенок находится в поиске своей маленькой социальной роли. Чтобы помочь ему в этом нелегком труде, родителям неплохо бы обзавестись разными играми и игрушками. Ассортимент в магазинах широкий, нужно только знать, что следует покупать, а чего не стоит.
Отечественные педагоги совместно с психологами даже разработали целую классификацию игрушек: моторные, сюжетные, технические и строительные, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки.
Моторные игрушки полезны в любом возрасте, ведь вся наша жизнь происходит в движении. Не только в раннем младенчестве, но и в возрасте трех–семи лет особое внимание нужно обращать на подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики: это поможет ребенку быстрее научиться письму, подготовит его к труду. Сюжетные, или образные, воспитывают, развивают умения общаться со сверстниками. Технические игрушки и игры со строительными материалами, в частности, различные конструкторы, развивают терпеливость, любознательность, сообразительность, открывают в ребенке творческие способности. Дидактические игрушки, например сборно-разборные, важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей. Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, приносят радость, вызывают положительные эмоции, развивают чувство юмора. Музыкальные – формируют слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.
С понятием игрушки неразрывно связано понятие игры. Если подвижные игры способствуют развитию движений, то дидактические – формированию умственной деятельности, а сюжетно-ролевые – воспитанию моральных качеств. Даже из этой простой классификации очевидно, что совершенно бесполезных игр и игрушек, не оказывающих на ребенка никакого эффекта, не бывает. Бывают лишь «более и менее полезные». Любая игра для ребенка – это реальность, в которой он живет, а значит, и обретение им ценного жизненного опыта.
Город «хитрых игр»
Опасное это дело – ходить с ребенком в магазин игрушек. Он обязательно уговорит, а то и заставит добрую маму купить ему то, что, по мнению самой мамы, ему совершенно не нужно. Родители, знающие толк в «полезных игрушках», ходят в «детские миры» одни. А наиболее «продвинутые» из них уже давно стали завсегдатаями специализированных магазинов развивающих игр.
Мы заглянули в один из них. Чего только там нет для воспитания настоящего вундеркинда! Те, кого привлекает магическое словосочетание «авторская методика развития», найдут здесь игрушки упомянутой Марии Монтессори, знаменитые кубики Зайцева, с помощью которых ребенка легко научить читать даже в три-четыре года, игры для развития сенсорики и логики Бориса и Елены Никитиных.
Самым маленьким, пожалуй, будут интересны и полезны сказки, «упакованные в коробки». Пока мама читает ребенку «Теремок» или «Колобок», чадо может не просто слушать, а заниматься активной деятельностью, выкладывая в пространстве фигурки персонажей сказки и строя свой собственный сказочный мир. Вот вам и развитие не только сенсомоторики, но и творческого и пространственного мышления. Если малыш еще не умеет держать в руке кисть, можно купить ему специальные «пальчиковые краски». Научить держать в руке карандаш тоже несложно, если он не обычный, а трехгранный. На следующем этапе можно уже покупать кисточку и макать ее… в воду, потому что продаются специальные книжки-раскраски, цвета в которых как по мановению волшебной палочки проявляются сами, после соприкосновения влажной кисти с рисунком. Более того, малыша попросят не просто раскрасить картинку, но и выполнить задание, например, посчитать, сколько мишек на рисунке смотрят влево, а сколько – вправо.
Ребятам постарше пригодятся наборы для творчества. Например, можно самому изготовить фреску – выложить картинку из цветного песка. Самому изготовить свечу, слепить и раскрасить фигурку из гипса или глины, раскрасить витраж, вышить гобелен (причем без применения иглы – палочкой), ну или, в конце концов, заняться аппликацией.
Такие игры, безусловно, развивают творческие способности, терпение, любовь к труду и создают хорошее настроение. А уж всяким паззлам, мозаикам, лото и домино (все, разумеется, в современном варианте) – несть числа. И безусловно, в каждом таком магазине вас ждет целая полка с книгами, как для детей, так и для взрослых, с бесконечным количеством советов от опытных педагогов и психологов по воспитанию, обучению и развитию детей всех возрастов. Здесь же к услугам заботливых родителей обязательно присутствует консультант с педагогическим либо психологическим образованием: подскажет, посоветует, объяснит задачи и функции каждой игры.
Однако, неустанно напоминает родителям психолог Екатерина Соболева, работающая консультантом в магазине развивающих игр, вовсе недостаточно купить даже самую лучшую и умную игру, оставив с ней наедине ребенка. Для полноценного развития личности ребенку необходимо, чтобы родители проводили с ним время. Время в игре.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Елена СМИРНОВА, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки. – К сожалению, мы нередко подменяем понятие игры обучением, а любое обучение не может быть деятельностью самого ребенка, это чуждое ему навязывание правил взрослых. Причем стремление обучить ребенка чуть ли не с момента рождения всему и вся сегодня уже принимает вид «массового психоза». Результатом этого всего становится то, что дети приходят в школу, не наигравшись. Отсюда бесконечное желание принести с собой в класс плюшевого медвежонка или куклу, которых они прячут от учителей под партой. Не надо стараться обмануть природу: ускоряя развитие детей, мы сами делаем их инфантильными. Зачем заставлять ребенка в игре учить названия животных или правила дорожного движения, если все это они могут узнать из реальной жизни? Что такое, по мнению психолога, хорошая игра? Та, что развивает воображение и детскую фантазию, помогает ему общаться с другими детьми. Именно такие игры делают ребенка личностью, а не те, что заставляют его учить и запоминать новые слова своего или иностранного языка. Игры должны способствовать активности малыша, заставлять его думать, но в последние годы таких игр стало меньше. Действительно развивают ребенка старые добрые лото и домино, всевозможные игры с правилами. Последние интересны еще и потому, что учат не только побеждать, но и проигрывать: на раннем этапе гораздо важнее научиться именно этому, а не чтению в процессе игры. Возьмем хотя бы известные кубики Зайцева. Да, они действительно учат ребенка читать, но имеют и существенный недостаток: они формируют навык чтения без фонематического анализа, не развивают мышление. Фактически это всего лишь обучение технике чтения, чтения по складам. Важно ведь не только складывать из букв слова, но и подключать при чтении воображение, понимать смысл прочитанного, любить читать – всех этих навыков система Зайцева не формирует. Систему Монтессори тоже трудно назвать игрой, это скорее работа с сенсорным материалом. Для ребятишек в возрасте до трех лет – это хороший способ времяпрепровождения – заполнение формочек. Но ведь и обычные кубики тоже не худший вариант. Игры, где ребенку необходимо выкладывать в пространстве персонажей сказок в то время, когда кто-то из взрослых эти сказки читает или рассказывает, – это хорошие задания, они развивают сосредоточенность, мышление, волевые качества. Несколько слов стоит сказать о мозаике или паззлах. Сам тип задания очень полезный для детей всех возрастов. Но к выбору мозаики нужно подходить избирательно: более эффективны паззлы с цельными изображениями (например, чтобы на одном элементе была птичка, а на другом – цветок), а не набор из 200 практически ничем не отличающихся разноцветных фигурок. |
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Один из ведущих речевых педагогов Европы и России, художественный руководитель учебно-театральной студии «Учитесь говорить» Лариса СОЛОВЬЕВА: – Даже взрослый человек нуждается в игре. Игра – это творчество. Вся литература и театр несут в себе игровой вариант. Тем более маленькие дети весь мир воспринимают через игру. Конечно, надо окружать ребенка с самого маленького возраста разнообразными игрушками и играми, но при этом учитывать, к каким игрушкам тянется ребенок, какие игры он предпочитает. Не случайно же девочки с маленьких лет любят играть в куклы и дочки-матери, а совсем крошечные мальчуганы, даже живущие где-то в глуши и не видящие реальной техники, все-таки выбирают машинки и солдатиков. И потому необходимо учитывать особенности каждого ребенка активно развивать в нем то, что заложено изначально. И не навязывать те игры и игрушки, которые противны его природе. Это и есть личностное воспитание ребенка, развитие выразительных способностей малыша, его тяги к общению. Ибо любая игра предполагает целый мир. Даже когда ребенок играет в одиночку с игрушками, он общается с невидимыми соучастниками игры. Здесь развиваются навыки телесного, речевого и голосового поведения. Игры и игрушки – это огромный ресурс для развития всех аспектов взаимодействия, от практических моментов повседневного общения до вопросов психологического характера. |
ЧЕМ ХОРОШО КОНСТРУИРОВАНИЕ? Ребенок за короткий срок проделывает путь от замысла до его воплощения. Среди конструкторов интересная новинка – развивающий конструктор «БрикНик» из глиняных кирпичиков. Маленький мастерок и специальная смесь для строительства заинтересуют даже взрослого и позволят окунуться в настоящее строительство. |