Posted 7 февраля 2007, 21:00

Published 7 февраля 2007, 21:00

Modified 8 марта, 08:45

Updated 8 марта, 08:45

Игра и воспитание чувств

7 февраля 2007, 21:00
Современным родителям необходимо понять, что развивающие игры и обучение – это совершенно разные вещи Что наша жизнь? Правильно, игра. Причем практически с младенческих лет. И если мы, взрослые, в состоянии самостоятельно найти себе «игрушки» и распределить роли в театре жизни, то детям, безусловно, требуется наша помо

Что же такое правильная игрушка? Та, которая «хорошо развлекает» и позволяет ребенку часами быть занятым собой, не отвлекая родителей от дел насущных? Или та, что целенаправленно развивает в ребенке необходимые навыки на данном этапе формирования его личности? А может, та, что одновременно и развлекает, и обучает? Надо признать, что мнение психологов и педагогов на эту тему далеко не однозначно.

Выбрать «нужные» игрушки для малыша в возрасте от 1 до 3 лет, наверное, немного легче, чем для более старших детей. Во-первых, сам выбор ограничен. От игрушки требуется, чтобы она была очень простой, яркой и, разумеется, безопасной в использовании. В этот период развития маленький человек, по выражению известного швейцарского психолога Жана Пиаже, проходит «сенсомоторную» стадию. Хватая ручками различные предметы, он осваивает так называемую мелкую моторику – движение пальчиков и руки. В течение двух-трех первых лет ребенок прикасается ко всему, что его окружает, собирая разнообразные ощущения о цвете, форме, звуке, запахе или даже вкусе, которые имеют те или иные объекты. Именно на развитие сенсомоторики основаны, например, популярные нынче игры Марии Монтессори – итальянского педагога XIX века. Малышам, безусловно, интересны придуманные ею рамки и вкладыши различных размеров, форм и цветов, которые приходится подбирать друг к другу.

С трех-четырех лет к выбору игр и игрушек следует подойти со всей серьезностью. В эти годы активно развивается речь, мыслительные и творческие способности, начинает формироваться память, складывается интеллект, ребенок находится в поиске своей маленькой социальной роли. Чтобы помочь ему в этом нелегком труде, родителям неплохо бы обзавестись разными играми и игрушками. Ассортимент в магазинах широкий, нужно только знать, что следует покупать, а чего не стоит.

Отечественные педагоги совместно с психологами даже разработали целую классификацию игрушек: моторные, сюжетные, технические и строительные, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки.

Моторные игрушки полезны в любом возрасте, ведь вся наша жизнь происходит в движении. Не только в раннем младенчестве, но и в возрасте трех–семи лет особое внимание нужно обращать на подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики: это поможет ребенку быстрее научиться письму, подготовит его к труду. Сюжетные, или образные, воспитывают, развивают умения общаться со сверстниками. Технические игрушки и игры со строительными материалами, в частности, различные конструкторы, развивают терпеливость, любознательность, сообразительность, открывают в ребенке творческие способности. Дидактические игрушки, например сборно-разборные, важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей. Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, приносят радость, вызывают положительные эмоции, развивают чувство юмора. Музыкальные – формируют слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.

С понятием игрушки неразрывно связано понятие игры. Если подвижные игры способствуют развитию движений, то дидактические – формированию умственной деятельности, а сюжетно-ролевые – воспитанию моральных качеств. Даже из этой простой классификации очевидно, что совершенно бесполезных игр и игрушек, не оказывающих на ребенка никакого эффекта, не бывает. Бывают лишь «более и менее полезные». Любая игра для ребенка – это реальность, в которой он живет, а значит, и обретение им ценного жизненного опыта.

Город «хитрых игр»

Опасное это дело – ходить с ребенком в магазин игрушек. Он обязательно уговорит, а то и заставит добрую маму купить ему то, что, по мнению самой мамы, ему совершенно не нужно. Родители, знающие толк в «полезных игрушках», ходят в «детские миры» одни. А наиболее «продвинутые» из них уже давно стали завсегдатаями специализированных магазинов развивающих игр.

Мы заглянули в один из них. Чего только там нет для воспитания настоящего вундеркинда! Те, кого привлекает магическое словосочетание «авторская методика развития», найдут здесь игрушки упомянутой Марии Монтессори, знаменитые кубики Зайцева, с помощью которых ребенка легко научить читать даже в три-четыре года, игры для развития сенсорики и логики Бориса и Елены Никитиных.

Самым маленьким, пожалуй, будут интересны и полезны сказки, «упакованные в коробки». Пока мама читает ребенку «Теремок» или «Колобок», чадо может не просто слушать, а заниматься активной деятельностью, выкладывая в пространстве фигурки персонажей сказки и строя свой собственный сказочный мир. Вот вам и развитие не только сенсомоторики, но и творческого и пространственного мышления. Если малыш еще не умеет держать в руке кисть, можно купить ему специальные «пальчиковые краски». Научить держать в руке карандаш тоже несложно, если он не обычный, а трехгранный. На следующем этапе можно уже покупать кисточку и макать ее… в воду, потому что продаются специальные книжки-раскраски, цвета в которых как по мановению волшебной палочки проявляются сами, после соприкосновения влажной кисти с рисунком. Более того, малыша попросят не просто раскрасить картинку, но и выполнить задание, например, посчитать, сколько мишек на рисунке смотрят влево, а сколько – вправо.

Ребятам постарше пригодятся наборы для творчества. Например, можно самому изготовить фреску – выложить картинку из цветного песка. Самому изготовить свечу, слепить и раскрасить фигурку из гипса или глины, раскрасить витраж, вышить гобелен (причем без применения иглы – палочкой), ну или, в конце концов, заняться аппликацией.

Такие игры, безусловно, развивают творческие способности, терпение, любовь к труду и создают хорошее настроение. А уж всяким паззлам, мозаикам, лото и домино (все, разумеется, в современном варианте) – несть числа. И безусловно, в каждом таком магазине вас ждет целая полка с книгами, как для детей, так и для взрослых, с бесконечным количеством советов от опытных педагогов и психологов по воспитанию, обучению и развитию детей всех возрастов. Здесь же к услугам заботливых родителей обязательно присутствует консультант с педагогическим либо психологическим образованием: подскажет, посоветует, объяснит задачи и функции каждой игры.

Однако, неустанно напоминает родителям психолог Екатерина Соболева, работающая консультантом в магазине развивающих игр, вовсе недостаточно купить даже самую лучшую и умную игру, оставив с ней наедине ребенка. Для полноценного развития личности ребенку необходимо, чтобы родители проводили с ним время. Время в игре.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Елена СМИРНОВА, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки.

– К сожалению, мы нередко подменяем понятие игры обучением, а любое обучение не может быть деятельностью самого ребенка, это чуждое ему навязывание правил взрослых. Причем стремление обучить ребенка чуть ли не с момента рождения всему и вся сегодня уже принимает вид «массового психоза». Результатом этого всего становится то, что дети приходят в школу, не наигравшись. Отсюда бесконечное желание принести с собой в класс плюшевого медвежонка или куклу, которых они прячут от учителей под партой. Не надо стараться обмануть природу: ускоряя развитие детей, мы сами делаем их инфантильными. Зачем заставлять ребенка в игре учить названия животных или правила дорожного движения, если все это они могут узнать из реальной жизни?
Что такое, по мнению психолога, хорошая игра? Та, что развивает воображение и детскую фантазию, помогает ему общаться с другими детьми. Именно такие игры делают ребенка личностью, а не те, что заставляют его учить и запоминать новые слова своего или иностранного языка. Игры должны способствовать активности малыша, заставлять его думать, но в последние годы таких игр стало меньше.
Действительно развивают ребенка старые добрые лото и домино, всевозможные игры с правилами. Последние интересны еще и потому, что учат не только побеждать, но и проигрывать: на раннем этапе гораздо важнее научиться именно этому, а не чтению в процессе игры.
Возьмем хотя бы известные кубики Зайцева. Да, они действительно учат ребенка читать, но имеют и существенный недостаток: они формируют навык чтения без фонематического анализа, не развивают мышление. Фактически это всего лишь обучение технике чтения, чтения по складам. Важно ведь не только складывать из букв слова, но и подключать при чтении воображение, понимать смысл прочитанного, любить читать – всех этих навыков система Зайцева не формирует.
Систему Монтессори тоже трудно назвать игрой, это скорее работа с сенсорным материалом. Для ребятишек в возрасте до трех лет – это хороший способ времяпрепровождения – заполнение формочек. Но ведь и обычные кубики тоже не худший вариант.
Игры, где ребенку необходимо выкладывать в пространстве персонажей сказок в то время, когда кто-то из взрослых эти сказки читает или рассказывает, – это хорошие задания, они развивают сосредоточенность, мышление, волевые качества. Несколько слов стоит сказать о мозаике или паззлах. Сам тип задания очень полезный для детей всех возрастов. Но к выбору мозаики нужно подходить избирательно: более эффективны паззлы с цельными изображениями (например, чтобы на одном элементе была птичка, а на другом – цветок), а не набор из 200 практически ничем не отличающихся разноцветных фигурок.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Один из ведущих речевых педагогов Европы и России, художественный руководитель учебно-театральной студии «Учитесь говорить» Лариса СОЛОВЬЕВА:
– Даже взрослый человек нуждается в игре. Игра – это творчество. Вся литература и театр несут в себе игровой вариант. Тем более маленькие дети весь мир воспринимают через игру. Конечно, надо окружать ребенка с самого маленького возраста разнообразными игрушками и играми, но при этом учитывать, к каким игрушкам тянется ребенок, какие игры он предпочитает. Не случайно же девочки с маленьких лет любят играть в куклы и дочки-матери, а совсем крошечные мальчуганы, даже живущие где-то в глуши и не видящие реальной техники, все-таки выбирают машинки и солдатиков. И потому необходимо учитывать особенности каждого ребенка активно развивать в нем то, что заложено изначально. И не навязывать те игры и игрушки, которые противны его природе. Это и есть личностное воспитание ребенка, развитие выразительных способностей малыша, его тяги к общению. Ибо любая игра предполагает целый мир. Даже когда ребенок играет в одиночку с игрушками, он общается с невидимыми соучастниками игры. Здесь развиваются навыки телесного, речевого и голосового поведения. Игры и игрушки – это огромный ресурс для развития всех аспектов взаимодействия, от практических моментов повседневного общения до вопросов психологического характера.

ЧЕМ ХОРОШО КОНСТРУИРОВАНИЕ?

Ребенок за короткий срок проделывает путь от замысла до его воплощения. Среди конструкторов интересная новинка – развивающий конструктор «БрикНик» из глиняных кирпичиков. Маленький мастерок и специальная смесь для строительства заинтересуют даже взрослого и позволят окунуться в настоящее строительство.

Подпишитесь