Главным вопросом предстоящей выставки стал вопрос о выборе места. Масштабы предстоящего смотра требовали большого свободного пространства, которое трудно было найти в центре города. Московское отделение Совета торговли и мануфактур, возглавляемое В.И. Бутовским, выбрало в 1878 году для этой цели место на окраине города – на Ходынском поле. Московские архитекторы А.Г. Вебер и А.С. Каминский разработали эскизный проект и подсчитали затраты на возведение выставочных зданий на сумму до 500 тыс. руб. Однако Московская городская дума стала активно предлагать участки в центре города, чтобы построенные здания по окончании выставки «могли получить какое-либо полезное назначение». Летом 1878 года при городской Думе была создана специальная комиссия, которой поручили проработать технико-экономическое обоснование размещения выставки в центральной части города. Самым подходящим местом для этой цели комиссия определила винный и соляной дворы на Болотной площади между Москвой-рекой и водоотводным каналом на Якиманке. В комиссию были включены те же архитекторы А.Г. Вебер и А.С. Каминский, которые и составили проектные предложения по реконструкции складов и строительству трех капитальных каменных зданий – одного трехэтажного и двух двухэтажных. Общая площадь зданий составляла более 25 тыс. кв. м. Кроме этого, дворы и сад позволяли разместить под открытым небом крупные экспонаты на площади около двух гектаров. После выставки в зданиях предполагалось расположить штаб и интендантство с квартирами для нижних чинов, реальное и городское начальное училища. Проект и смета переделывались несколько раз, и в последнем варианте смета составила 885 тыс. руб. Думская комиссия полагала, что с выделяемыми из казны 500 тыс. руб. городу придется из своих средств потратить на строительство всего 385 тыс. руб. Комиссия подсчитала и ожидаемый доход от вновь построенных зданий и реконструированных складов, сдаваемых в аренду купцам. Выводы комиссии сулили городу большую выгоду от этого предприятия. Однако этому проекту не суждено было сбыться.
После обсуждения нескольких предложений было отдано предпочтение Ходынскому полю. Основными преимуществами, определившими выбор именно этого участка, были обширность территории и удобство сообщения с ней (существующая конно-железная дорога по Петербургскому шоссе и близость станции Смоленской железной дороги – Белорусского вокзала). Организаторы выставки учли и такой психологический фактор, как соседство с Петровским парком – «любимым гульбищем московских жителей».
В 1879 году были опубликованы правила предстоящей выставки, в которых говорилось, что «в 1881 году имеет быть в Москве пятнадцатая Всероссийская выставка, предназначенная для произведений всех родов промышленности и художественной деятельности; сообразно этому выставка сия получает название Всероссийской промышленно-художественной выставки 1881 года». Покушение на императора Александра II в марте 1881 года народовольцами послужило причиной переноса хорошо подготовленного смотра на следующий год.
Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве представила плоды деятельности народов империи за 12 лет, прошедших с последнего подобного смотра 1870 года в Санкт-Петербурге. Вся Россия, даже самые отдаленные провинции, представили образцы своих местных изделий. Общее количество участников достигло 5813. Уникальная экспозиция, насчитывавшая 6852 партии предметов, была тематически разбита на 14 отделов и 121 группу. Впервые выделили самостоятельный кустарный отдел (1105 предметов), ставший вторым по количеству экспонатов после отдела сельского хозяйства. Разнообразные экспонаты машинного отдела показали качественные изменения технологического развития отечественной промышленности. Отдел изобразительного искусства, насчитывавший около 950 произведений, стал значительным событием в художественной жизни России. Здесь экспонировались произведения таких замечательных русских художников, как Антокольский, Брюллов, Васнецов, Верещагин, Ге, Иванов, Крамской, Куинджи, Репин, Поленов, Прянишников, Савицкий и многие другие.
Существенным моментом в подготовке этого смотра явилось то, что впервые к выставочным правилам был приложен генеральный план выставки с указанием тематического деления экспозиции. Участникам смотра предоставлялось также право «выставлять свои произведения в особых пристройках, вне выставочных зданий, но не иначе как с особого разрешения и с тем, чтобы эти постройки были возводимы на счет экспонента по плану, утвержденному Управлением выставкою на отведенных для сей цели участках земли». Этот пункт правил сыграет значительную роль в стремительном развитии русской частной экспозиционной архитектуры. Подобные пункты будут включаться в правила практически всех отечественных выставок, организуемых по принципу павильонной системы.
Громадная экспозиция разместилась в отдельных павильонах на площади в 30 га на Ходынском поле. Главной достопримечательностью выставки стало центральное выставочное здание, доминировавшее над всем комплексом. Оно представляло собой восемь трехнефных павильонов, расположенных звездообразно, то есть в радиальных направлениях, и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, образуя при этом большой центральный и восемь маленьких дворов (диаметр 298 м, площадь 35 000 кв. м). С двух сторон к главному зданию примыкали почти одинаковые павильоны, в одном из которых размещался машинный отдел (9600 кв. м), а в другом – художественный и учебный отделы (9980 кв. м). Все три здания были собраны из однотипных трехпролетных металлических рам общей шириной более 31 м. Все средние повышенные пролеты имели верхний свет. Металлический каркас для главного здания изготовили на Санкт-Петербургском металлическом заводе, а павильоны машинного и художественного отделов – на московском заводе Бромлея и Брянском заводе. Общий план павильонов и проекты фасадов вырабатывались при участии ректора архитектуры Академии художеств А.И. Резанова, известных конструкторов Г.Е. Паукера и И.А. Вышнеградского. Окончательный проект и рабочие чертежи выполнены архитекторами А.Г. Вебером и А.С. Каминским, которые и осуществляли строительство всех главных павильонов.
Современники высоко оценили архитектуру главных выставочных зданий. В основу композиции павильона легла определенная функциональная идея, близкая к реализованной на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Первоначально предполагалось распределить всю экспозицию таким образом, чтобы посетитель, проходя по периметральным концентрическим галереям, видел картину производства отдельных отраслей по всей России, а проходя по радиальным направлениям – картину всего промышленного производства одного из девяти географических районов России. К сожалению, этот экспозиционный прием не был тогда осуществлен из-за организационных осложнений, но замысел свидетельствует о стремлении использовать при проектировании выставочных павильонов наиболее рациональные решения. Это первый пример функционализма в практике отечественной выставочной архитектуры.
Кроме центрального здания с двумя переходными галереями и павильонами машинного и художественного отделов (общая площадь 55 900 кв. м), выставочным комитетом было построено еще девять главных или, как их тогда называли, «казенных» павильонов. Среди этих построек обращали на себя внимание павильон садоводства, дополнительный павильон кустарного отдела и два павильона для выставки животных, примыкавших к зданию манежа. К главным выставочным постройкам относился и Императорский павильон, который не выполнял экспозиционных функций, а предназначался для «отдохновения высочайших особ» и был закрыт для посетителей. Такие постройки будут возводиться на многих выставках. Они строились, как правило, в русском стиле и отделывались с исключительной роскошью. На выставке было также сооружено 36 частных павильонов.
Кроме экспозиционных сооружений, выставка включала в себя еще много зданий, необходимых для нормального функционирования комплекса: железнодорожный вокзал, концертный зал на 2150 мест, ресторан, трактир, павильон администрации и экспертов, пожарное депо и другие вспомогательные постройки. В большинстве своем они отличались оригинальной архитектурой. Впервые на территории выставки проложили электрическую железную дорогу. Ее построила известная петербургская фирма «Сименс и Гальске». Кстати, впервые на отечественных выставках было опробовано новое транспортное средство – катальные кресла.
Крупные промышленники и купцы, сознавая большое значение выставки для рекламы своих фирм, стремились экспонировать свою продукцию в собственных павильонах. Эти постройки, несмотря на временный характер, выделялись богатством отделки. Архитектура этих сооружений носила ярко выраженный зрелищный, рекламный характер. К их проектированию привлекались известные российские зодчие. Среди 36 частных сооружений выделялись богатством отделки павильоны Ланина, фарфорового промышленника М.С. Кузнецова, известного сахарозаводчика Абрикосова. Главная зала павильона Абрикосова была отделана с особой роскошью в русско-византийском стиле с резными украшениями и росписью стен и потолка, с зеркалами и мраморными столиками. Как говорят, этот небольшой павильон обошелся владельцу около 30 000 руб. серебром – сумма по тому времени огромная. «По красивой наружности и богатству как внутренней отделки, так и выставленных предметов, это один из выдающихся павильонов выставки», – писал обозреватель этого смотра.
С двух сторон к зале примыкали специальные помещения для продажи продуктов. В задней части павильона был устроен маленький цех для показательного производства разнообразной сладкой продукции. Сама экспозиции была представлена с купеческим размахом: горы конфет, шоколада, пастилы, варенья, печенья и кондитерская новинка, заимствованная из Франции – fruits glaces. Посетителей изумляли громадные вазы, канделябры, часы из шоколада и бюст «Государя Императора» … из сахара. Подобные проявления чувства верноподданничества, граничащие с абсурдом, были не единичны на русских выставках.
Поиски новых форм решения экспозиции предвосхитили появление некоторых направлений современного коммерческого искусства, в частности, «поп-арта» и его архитектурной разновидности. Водочный фабрикант, поставщик императорского двора Штритер построил свой стенд в виде триумфальных ворот, составленных из бутылок с выпускаемой продукцией. Большим успехом пользовалась экспозиция московской фабрики благовонных товаров «Брокар и Ко» – фонтан с одеколоном, у которого постоянно теснились многочисленные посетители. Многие из них смачивали свои носовые платки фирменным цветочным одеколоном. Продукция этой фирмы, основанной в 1864 году, получила известность и громкую славу не только в России, но и за границей. Даже во Франции, традиционно считающейся лидером парфюмерной промышленности, Брокар успешно экспортировал глицериновое мыло. Успех фирме принесло не только высокое качество и разнообразная продукция, но и смелые рекламные акции. В 1878 году Брокар впервые в России провел продажу пробников духов и парфюмерии. Фабрика успешно экспонировала свои изделия на многих всероссийских и заграничных смотрах. За полную коллекцию отличного качества косметических изделий, а также за быстрое развитие производства и собственных плантаций душистых растений фирма «Брокар и Ко» была награждена золотой медалью выставки.
На выставке была широко представлена продукция отечественных фармацевтов. Среди них выделялась своей оригинальностью витрина московского провизора Г. Р. Келлера. Стенд украшали статуи Эскулапа и Меркурия, выполненные из гипса, идущего на медицинские повязки. Главная цель участия в выставке – это желание вызвать в среде наших фармацевтов «стремление собственным производством вытеснить с наших рынков заграничные готовые лекарства, ввоз которых в Россию, к стыду сословия наших аптекарей, с каждым годом увеличивается». Замечательным примером экспозиционной находки может служить стенд Златоустовского оружейного завода. Главным украшением стенда стал огромный государственный герб России – двуглавый орел, собранный из знаменитых сабель одного из старейших оружейных заводов нашей страны.
Выставка собрала известнейших исполнителей и музыкальные коллективы. Серию концертов дал симфонический оркестр под управлением А.Г. Рубинштейна. Выставка стала местом синтетического взаимодействия искусств – архитектуры, скульптуры, живописи, садово-паркового ландшафта, музыки, театра, балета. Эти жанры, предусмотренные сценарием, органически вплетались в саму выставочную структуру, оказывая значительное влияние на общее восприятие ансамбля.
Выставка превратилась в национальный праздник, длившийся более четырех месяцев; ее посетило более миллиона человек. Обозреватели отмечали изменившийся социальный состав посетителей. Стасов В.В., посетив выставку, писал по этому поводу: «На выставку нынче ходит сам народ – мужики, бабы, солдаты, фабричные – массами, и притом почти всегда на целый день, с узелками и провизией, с детьми, даже грудными. Мне это напомнило то, что я, бывало, прежде видел на больших выставках в Париже и Лондоне и чего не воображал увидеть у нас на своем веку». Современники считали, что «своими архитектурными формами, сооружениями, размерами и всеми приспособлениями для ее обозрения и для удобства публики она (выставка. – Ю.Н.) совершенно приблизилась ко всем бывшим всемирным выставкам и почти ни в чем им не уступала. Обширностью своего плана и всех своих построек, грандиозностью некоторых частей она вполне выражала собой государство, собравшее здесь плоды своих трудов с огромных пространств двух частей света». По мнению Стасова, эта выставка «одна из самых блестящих, какие мне случалось видеть. Я даже думаю, что из всех русских выставок, какие только у нас до сих пор бывали, это самая великолепная выставка». Особенно высоко отзывался Стасов о центральном круглом дворе: «Эти ряды выгибающихся кругом стеклянных зданий, в красках и золоте, с лужайками, куртинами цветов и вьющимися дорожками, с красивыми терракотовыми фонтанами, высоко бьющими в нескольких местах садика, с изящною деревянною беседкою на наклонных врозь копьях, в самой середине садика – все это необыкновенно изящно, светло, радостно...».
Во время работы выставки было организовано несколько экскурсий на московские фабрики Листа, Глюка, Кругликовой и пивоваренные заводы. Большой резонанс получили и проходившие одновременно с ее работой съезды Общества поощрения промышленности и торговли и Императорского Русского технического общества, отличившиеся «многолюдством и обилием докладов». В период всего времени работы смотра издавался еженедельный журнал «Колокольчик» и ежедневная газета «Всероссийская выставка», редактируемая профессором Московского университета В.В.Марковниковым. Не обошла вниманием выставку и зарубежная печать. Солидное парижское издание «Revue de Deux Mondes» в подробнейшем репортаже из Москвы сообщало: «Выставка 1882 года составляет истинное торжество для промышленной России; она служит выражением громадного прогресса во всех отраслях человеческого труда за последние двадцать лет». А энциклопедия «Brockhaus Enzyklopaedie» причислила московскую экспозицию к важнейшим мировым смотрам наряду со Всемирными выставками в Лондоне и Париже. Это является лестным доказательством международного авторитета и известности русских промышленных выставок второй половины ХIХ столетия.
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ РУССКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК В 2007 ГОДУ 1837 Губернские выставки произведений местного края (45) 1852 Москва Сельскохозяйственная выставка 1867 Москва Всероссийская этнографическая выставка 1872 Москва Политехническая выставка 1882 Москва 15 Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 Петербург Электротехническая выставка 1887 Харьков Всероссийская сельскохозяйственная выставка 1887 Екатеринбург Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1892 Петербург Всероссийская пожарная выставка 1897 Петербург Первая передвижная выставка в России 1907 Петербург Первая выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта 1907 Петербург Всероссийская выставка птицеводства 1867 Всемирная выставка в Париже. Первый русский отдел. 1937 Всемирная выставка в Париже. Первый павильон СССР |