Posted 1 февраля 2007, 21:00
Published 1 февраля 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:51
Updated 8 марта, 08:51
– Игорь Леонидович. Кроме окончательно выверенной статистики, сегодня известны все результаты, с которыми отечественная выставочная индустрия закончила прошлый год. Какие элементы, события, тенденции вы бы выделили как ключевые для отрасли и как они будут развиваться в наступившем году?
– Прошлый год был насыщен важными для всех выставочников событиями. Это прежде всего вторая всероссийская конференция «Роль выставочно-ярмарочной деятельности в развитии экономики России». Серьезный стратегический шаг сделал Союз выставок и ярмарок, изменив свое название на РСВЯ. Но, пожалуй, самое главное событие – проведение по инициативе председателя Московской выставочной гильдии Л.В. Говорова «круглого стола» в Государственной думе. Впервые в новейшей истории высший законодательный орган страны обратил внимание на выставочную индустрию и организовал обсуждение наиболее острых проблем и перспектив развития выставок в России. По итогам работы «круглого стола» были подготовлены рекомендации законодателей в адрес федеральных, региональных и местных органов власти, принято решение о формировании экспертного Совета. Думаю, это начало нового этапа взаимоотношений субъектов выставочной деятельности с органами власти.
– Как, по-вашему, будут эволюционировать общественные выставочные организации и, в первую очередь, РСВЯ?
– Будет развиваться организация или нет, зависит, прежде всего, от членов и руководителей этой организации. Перед РСВЯ стоит конкретная задача – доказать на деле, для чего вторично было изменено название. Московская выставочная гильдия разработала программу своей работы на ближайшие три года. В плане работы на 2007 год четко сформулированы цели и задачи организации, перечислены конкретные мероприятия по их реализации.
– Сегодня навскидку можно назвать лишь несколько имен активных региональных лидеров (питерские – не в счет)… Вы согласны с этим? Будут регионы играть первые роли в дальнейшем становлении российского выставочного сообщества или привычно оставят эту работу столицам?
– Активность всех, и столичных, и региональных, как вы выразились, лидеров, следует оценивать, прежде всего, не по личному PR, а по экономическим показателям. И здесь, на мой взгляд, у целого ряда руководителей региональных выставочных центров очень хорошие показатели. Прежде всего в тех регионах, где недавно построены новые выставочные площади – это и Ростов-на-Дону (Сергей Шамшура), и Самара (Андрей Левитан), и Челябинск (Галина Зимина). Сегодня и в своих регионах, и в профессиональной среде прислушиваются к мнению людей, заслуженно пользующихся авторитетом – Захарченко Ю.А. (Сочи), Курилову А.В. (Краснодар), Олишевскому А.И. (Барнаул), Скругу В.С. (Белгород), Табачникову В.В. (Новокузнецк). Я не могу назвать всех, но с вашим тезисом я не согласен. С точки зрения развития выставочного бизнеса нельзя говорить о его дальнейшем развитии без создания условий востребованности выставочной услуги для продвижения товара в регионе, в том месте, где он реально создается. Если предприятия не будут активными в своих регионах, то тот порог, который мы имеем сегодня , 140 тыс. предприятий – участников выставок, не будет превышен значительно.
– В настоящее время важнейшие для развития материальной базы отрасли вопросы – землеотвод, инфраструктура, коммуникации – делегированы «федералами» местным властям. Это хорошо или плохо для регионов? Здесь что-то надо менять?
– Мы часто говорим: выставки – инструмент развития внутреннего и внешних рынков. В этой фразе обозначены два уровня выставок – региональный и международный. На региональном уровне каждый регион самостоятельно формирует программы своего экономического развития. Поэтому на местах всегда проще оценивать, насколько будет востребованным тот или иной инструмент развития экономики, в том числе и выставки. Мало отвести землю под выставочный центр. Очень важно обеспечить системный подход к развитию выставочной деятельности: решить вопросы энергетической обеспеченности, развития транспортной инфраструктуры, сервисного обслуживания участников и посетителей выставок. Ключевыми факторами, влияющим на принятие решения о создании выставочного центра считаются близость к рынкам, наличие удобной дорожно-транспортной сети, территория самого выставочного центра, технические услуги, гостиницы, общественное питание и городская атмосфера, культура, искусство. Для принятия решений о создании международных выставочных центров, т.е. для позиционирования России на геополитическом уровне и в глобальном рынке, безусловно, необходимо разрабатывать федеральную программу. По моему мнению, в нашей стране в ближайшие годы должны появиться 5–6 крупных выставочных центров. В противном случае мы будем продвигать отечественную продукцию на чужих площадках: в Германии и Китае.
– Что бы вы пожелали или посоветовали выставочному сообществу, чтобы, по терминологии Андрея Маслака «остаться в живых»?
– На подобный вопрос замечательно ответил Юрий Иванович Котов: «Надо уметь быть востребованными…» От себя могу добавить только свой девиз, которым руководствуюсь многие годы: Думай и двигайся, двигайся и думай!