Киргизия столкнулась с серьезными проблемами по внешним долгам, которые накопились в период правления экс-президента Аскара Акаева (1990–2005). По расчетам Минфина республики, общая сумма внешнего долга Киргизии превышает 2 млрд. долларов (при ее годовом бюджете 400–500 млн. долларов).
Обращение Киргизии в HIPC стало актуальным после того, как удельный вес многостороннего внешнего долга в общем кредитном портфеле республики достиг 70%. Ситуация с внешними долгами осложняется еще и тем, что в отличие от конкретных банков-кредиторов международные организации не пересматривают первоначальные условия предоставления кредитов и не предоставляют льготы. В то же время HIPC дает возможность не только сократить долг перед многосторонними кредиторами, но и автоматически получить списание долга перед МВФ и Всемирным банком. Переговоры о вступлении Киргизии в HIPC начались в ноябре 2006 года. По словам премьер-министра Азима Исабекова, в случае успешного участия Киргизии в HIPC она может рассчитывать на списание не менее 700 млн. долларов из своего двухмиллиардного внешнего долга.
Глава офиса Всемирного банка в Бишкеке Роджер Робинсон в свою очередь пообещал Исабекову, что ВБ продолжит оказывать экономическую помощь Киргизии независимо от ее участия в инициативе HIPC. Но при этом, как отметил Робинсон, совет директоров МВФ и Всемирного банка по рассмотрению вопроса о вступлении Киргизии в HIPC состоится только 24 марта этого года. Напомним, что программа HIPC занимается оказанием помощи беднейшим странам с высоким уровнем задолженности, и она согласована со всеми правительствами государств, входящих в МВФ и ВБ.
Между тем заместитель директора бишкекского Международного института стратегических исследований Кенен Сарыев в интервью «Новым Известиям» заявил, что во вступлении Киргизии в HIPC есть и большие минусы для республики. Во-первых, считает политолог, принятие Бишкеком программы HIPC может повлиять на имидж Киргизии на мировом рынке капиталов как страны, признавшей свою неплатежеспособность, что в свою очередь скажется на инвестиционном климате в республике. Во-вторых, результаты долгового послабления могут оказаться недолговременными, так как в случае недостатка внутренних ресурсов республика будет вынуждена вновь делать внешние долги для решения экономических и социальных проблем. «Чтобы избежать всего этого, наряду с сокращением долга правительству Киргизии необходимо проводить эффективную политику в области внешних заимствований, привлекая иностранных кредиторов только на максимально льготных условиях», – сказал «НИ» Кенен Сарыев.