Именно в нашем кинематографе на сегодняшний день существует огромное количество династий, и порой начинает казаться, что обладателям не столь известных фамилий не стоит даже и пытаться поступать во ВГИК, что там сплошь свои, что вся система подготовки кинематографических кадров – одно сплошное «творческое МГИМО». «Новые Известия» попытались разобраться, так ли это на самом деле.
Как-то Андрей Миронов сказал: «Актерские дети – все немного обезьянки». Он, сын Марии Мироновой и Александра Менакера, с детства впитавший волшебный запах кулис, знал об этом не понаслышке. Трудно удержаться от игры и подражания, когда это составляет большую часть жизни твоих родителей.
Носители славных фамилий уже не стараются прятаться за псевдонимами и скрывать свое знаменитое родство, а наоборот– всячески подчеркивают замечательную преемственность, существующую в их семьях. И даже пишут об этом книги, как сделала, к примеру, театровед Екатерина Боярская (сестра Михаила), презентовавшая недавно свою работу «Театральная династия Боярских». Продюсеры встречают звездных детей с распростертыми объятиями: снимать их очень выгодно, ведь такая идея, как, например, «посмотреть на дочку Боярского», зачастую будет решающим аргументом в пользу того, чтобы пойти в кино. Впрочем, звездные родители могут лишь на начальной стадии подтолкнуть свое чадо. Дальше все зависит только от таланта отпрыска.
Тренируйтесь на Томе Сойере
Дочь Андрея Миронова Мария дебютировала в кино в девятилетнем возрасте. Она сыграла Бекки в фильме «Приключения Тома Сойера и Геккльберри Финна». Изнурительные съемки на время отбили у Маши всякое желание быть актрисой. Но природа взяла свое, и сейчас в списке молодых российских актрис Мария Миронова занимает далеко не последнее место. Возможно, уже через несколько лет появится и еще один Андрей Миронов – сын Марии, полный тезка своего знаменитого дедушки. Однако Мария считает, что если мальчик все-таки решит выбрать актерскую профессию, с его именем и фамилией ему будет очень сложно. «Мне никогда не хотелось каким-либо образом пользоваться своим знаменитым родством, – говорит она. – Чтобы достойно существовать в этой профессии, нужно что-то делать самой».
«Приключения Тома Сойера» стали «взлетной полосой» и еще для одного актерского ребенка. Вместе с Машей Мироновой в той картине снимался сын актера Бориса Галкина Владислав. Он играл хулигана и задиру Геккльберри Финна. Спустя несколько лет Владислав Галкин закончил Театральное училище имени Щукина и режиссерский факультет ВГИКа. Сейчас этого «дальнобойщика» знает вся страна, и по масштабам популярности он уже давно превзошел своего отца.
На съемки всей родней
Если заходит речь о знаменитых кинодинастиях, то первым на ум, пожалуй, приходит монументальный клан Михалковых-Кончаловских. Кажется, что они были всегда. Впрочем, ничего удивительного – триумф Никиты Михалкова начался с фильма «Я шагаю по Москве», который вышел в 1963 году. Андрей Кончаловский в кинематографе с 1961 года (дебют – дипломная работа «Мальчик и голубь»). Времени с тех пор прошло немало, и теперь, называя эти фамилии, следует обязательно прибавлять имя, ибо в отечественном кино теперь два Кончаловских (Андрей и его сын Егор) и целых четыре Михалковых (Никита и его дети: Анна, Надежда и Артем). Только старший сын Никиты Сергеевича Степан не стал связывать свою жизнь с важнейшим из искусств и занялся ресторанным бизнесом. Так же, как и сын Олега Табакова Антон, который снимался в кино в детстве и в ранней молодости, а затем переключился на рестораны.
Успешно продолжил дело своего отца Валерий Тодоровский. Сын режиссера Петра Тодоровского дебютировал в кино в 1990 году очень хорошим фильмом «Катафалк», и с тех пор в его режиссерской (да и продюсерской, пожалуй, тоже) фильмографии не было ни одного провала. «Я вырос в творческой среде, она мне многое дала, – сказал «Новым Известиям» Валерий Тодоровский. – Как-то незаметно я чему-то научился. Во ВГИКе, где я учился на сценарном факультете, я слышал за спиной разговоры на эту тему – сын известного отца. Они меня не травмировали, но раздражали. Потом это прошло. Не думаю, что сейчас существует мнение, будто меня кто-то сделал. Хотя по большому счету отец меня сделал, научил, привил свой вкус».
Сын Сергея Бондарчука Федор в большом кинематографе дебютировал поздно, но зато метко. До прошлогоднего триумфа «9 роты», его первой полнометражной картины, Бондарчук-младший был больше известен как клипмейкер. Теперь же он сам на правах мэтра воспитывает молодую поросль и, в частности, своего племянника Константина Крюкова (сына актрисы Алены Бондарчук), который дебютировал в дядином кино. Парень, к слову сказать, об актерской карьере и не мыслил, занимался абсолютно другими вещами – окончил Геммологический институт в Америке, был награжден медалью Кафки за вклад в живопись. Но решил все-таки не без помощи звездных родственников внести также свой вклад и в кинематограф. Сейчас Крюков – молодой актер и популярный светский персонаж.
Все-таки во всем нужна мера, и представителям знаменитых актерских династий следует, наверное, заботиться о том, чтобы не переступать черту, отделяющую законную гордость за свою фамилию от самолюбования (увы, и такое бывает) и от откровенного хамства. Честное слово, не очень приятно смотреть на то, как в телестудии сидят Федор Бондарчук с Константином Крюковым и, как у себя на кухне, на всю страну беззастенчиво хвалят друг друга: «Ах, какой у меня замечательный дядя!», «Ах, я так рад, что у меня такой талантливый племянник!». Вполне возможно, что делают они это искренне, по-настоящему радуясь за свою семью, но со стороны это выглядит откровенным междусобойчиком.
«Куценко! Не ори на меня!»
Совсем недавно на кинонебосклоне появились еще два новых- старых имени: Елизавета Боярская и Мария Машкова. Дочки известных пап пока что делают свои первые шаги в кино (Лиза снялась в «Первом после Бога», «Парке Советского периода» и «Вы не оставите меня», Маша стала популярна после участия в сериале «Не родись красивой» и принята в труппу «Ленкома»). Конечно, пока что большая часть аудитории воспринимает их как детей знаменитых актеров, и им придется потрудиться, чтобы их фамилии зазвучали по-новому. Но такое возможно, как доказала, к примеру, Дарья Мороз, дочь актрисы Марины Левтовой и режиссера Юрия Мороза. Сейчас уже сложно подвергнуть сомнению актерское дарование Дарьи. Кстати, Даша не так давно получила второе образование и, возможно, в скором времени дебютирует и как продюсер.
А время не стоит на месте, подрастает очередное поколение звездных детей. Режиссер Анна Меликян очень долго выбирала юную актрису для своего фильма «Марс». Снимавшаяся в этой картине Евгения Добровольская посоветовала Анне поискать девочку среди актерских детей, потому что актеры разговаривают со своими отпрысками, как со взрослыми, и с ними легче работать. В результате режиссер нашла совершенно потрясающего ребенка. Этим чудом оказалась шестилетняя Надя Каменькович – дочка актрисы Полины Кутеповой и режиссера Евгения Каменьковича. «Я иногда забывала, что передо мной стоит шестилетний ребенок, так хорошо она все понимала и реагировала на актерские задачи, которые я перед ней ставила, – рассказывает Анна Меликян. – Была сцена, где они с Гошей Куценко орут друг на друга. Надя долго не соглашалась, говорила, что на нее никто никогда не орал. Все ей объясняли, что это кино, это понарошку. В результате она пришла и говорит: «Я придумала, только Гоше не говори. Когда он начнет на меня орать, я посмотрю на него и скажу не по сценарию: «Не ори на меня!» Посмотрим, как он выкрутится. А камера-то будет работать». Эта сцена так и вошла в фильм. Надя работала, как настоящий профессионал и даже требовала актерских дублей».
КРОШКА-СЫН К ХОЛСТУ ПРИШЕЛ В семьях художников преемственность и клановость – тоже в порядке вещей. Ведь когда ребенок вырастает среди холстов, краски и гипсовых слепков, первые навыки он получает как раз в родительском ремесле. Так возникают династии скульпторов – среди них сейчас самая известная – семья Рукавишниковых (Александр и Юлиан), выполняющая наиболее ответственные мэрские заказы, клан Бургановых, владеющий своим музеем. Среди живописцев – Решетниковы (основатель династии – автор «Опять двойки»), Ромадины (Николай и Михаил), Чуйковы (Семен и Иван). Этот список можно продолжать до бесконечности, и ничего зазорного в такой «производственной» эстафете никто никогда не видел. |
Cергей СОЛОВЬЕВ
КТО В ЗВЕЗДНЫХ ДИНАСТИЯХ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО СИЛЬНЕЕ? Из актрис Алферовых |
Из актеров Боярских
– Михаил Боярский (отец) – 360 чел. (94 %)
– Елизавета Боярская (дочь) – 22 чел. (6%)
Из актеров Ефремовых
– Олег Ефремов (отец) – 336 чел. (78%)
– Михаил Ефремов (сын) – 95 чел. (22%)
Из режиссеров Кончаловских
– Андрон Кончаловский (отец) – 223 чел. (76%)
– Егор Кончаловский (сын) – 71 чел. (24%)
Из актеров Лазаревых
– Александр Лазарев (отец) – 211 чел. (71%)
– Александр Лазарев (сын) – 85 чел. (29%)
Опрос проводился на сайте www.newizv.ru.
СЧАСТЛИВАЯ ДЮЖИНА Кого из «кинематографических детей» эксперты «НИ» назвали наиболее успешными 1. Сергей БОДРОВ-младший, сначала в качестве актера усиливший фильмы своего отца-режиссера, а потом обнаруживший будто врожденные режиссерские способности. 2. Михаил ЕФРЕМОВ, чье актерское дарование столь не похоже на дарование Олега Ефремова и столь же неподражаемо. 3. Федор БОНДАРЧУК, в котором соединились отцовская режиссерская харизма и материнская эффектность. 4. Филипп ЯНКОВСКИЙ, так хорошо дополнивший своего отца, что они вместе составляют потенциальную съемочную группу, в которой даже могут меняться ролями актера и режиссера. 5. Алексей ГЕРМАН-младший, сценарист от матери и режиссер от отца, лишь на первый взгляд следующий за ними, но в действительности идущий своим кинематографическим путем. 6. Илья ХРЖАНОВСКИЙ, центробежный, острый и экстремальный, в противоположность своему центростремительному, плавному и классичному родителю Андрею Хржановскому. 7. Павел САНАЕВ, внук Всеволода и сын Елены Санаевых, пасынок Ролана Быкова, – талантливый писатель и одаренный режиссер. 8. Дуня СМИРНОВА, такая же резкая, острая и умная, как ее папа, создатель «Белорусского вокзала» и «Осени», притом замечательный актер, так что она может писать ему сценарии, а он – играть в ее фильмах. 9. Анна МИХАЛКОВА, на глазах изумленной публики из «Анны с 6 до 18» превратившаяся в самобытную актрису. 10. Мария ШУКШИНА, у которой только один недостаток – красота, заслоняющая ее прочие превосходные качества. 11. Юлия МЕНЬШОВА, очаровательная актриса и обаятельная телеведущая, чей облик прекрасно маскирует свойства деловой женщины. 12. Лиза БОЯРСКАЯ, которая еще только разворачивает свои актерские данные, но уже играет на равных с отцом и матерью. |