Posted 10 декабря 2006, 21:00

Published 10 декабря 2006, 21:00

Modified 8 марта 2024, 08:52

Updated 8 марта 2024, 08:52

Непризнанный голос

10 декабря 2006, 21:00
Вчера в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) прошли выборы президента. Хотя окончательные результаты будут объявлены лишь 21 декабря, местные власти не только сочли выборы состоявшимися, но и практически не скрывают их результат – по мнению собеседников «НИ», главой непризнанной республики в четверт

В выборах, кроме г-на Смирнова, приняли участие еще три кандидата – депутат местного парламента Петр Томайлы, представитель компартии Приднестровья Надежда Бондаренко и редактор местного оппозиционного еженедельника «Новая газета» Андрей Сафонов. Основной темой агитации всех кандидатов стала продолжающаяся уже 15 лет конфронтация с Молдовой и вытекающая отсюда тема неопределенного статуса ПМР. Штабисты Смирнова даже придумали слоган «Проверен временем», который их шеф в многочисленных интервью расшифровывал, как «необходимость стоять до конца, вплоть до полного признания Приднестровья».

Правда, жители Тирасполя тему признания ПМР особо не поднимали, а в разговорах с корреспондентом «НИ» больше жаловались на экономические проблемы. «С работой в Тирасполе беда полная, а если и появится где-то местечко, то за сущие гроши. Поэтому и уезжают на заработки, в основном в Москву, а ведь здесь семьи, дети остаются», – с сожалением рассказал таксист Максим. При этом, правда, он заверил, что на выборы обязательно пойдет и проголосует за Смирнова. Свой выбор он объяснил просто: «Не верю я никому, а у него хоть лицо знакомое». Этот парадокс объяснил «НИ» главный соперник Смирнова журналист Андрей Сафонов. «На самом деле люди не в Смирнове разочаровались. Для многих из них он по-прежнему фигура знаковая, просто людям надоела та команда, с которой он идет на выборы. Эта власть сделала немало хорошего для ПМР, но сейчас ей не хватает силы воли для нового рывка, который нам необходим», – рассказал «НИ» г-н Сафонов.

Следует отметить, что Андрей Сафонов баллотировался на должность президента ПМР в качестве самовыдвиженца, и далось ему это нелегко. Подписи избирателей в поддержку своей кандидатуры он сдал на проверку в ЦИК в установленные Избирательным кодексом сроки, однако 20 ноября ЦИК отказал ему в регистрации из-за превышения процента недостоверных подписей избирателей, представленных им в свою поддержку. Сам Сафонов называет это «полным политическим беспределом со стороны власти» – добиваться регистрации в качестве кандидата в президенты ему пришлось через суд, из-за чего его команда начала агитацию на три недели позже остальных кандидатов.

Для наблюдения за ходом голосования в ПМР прибыли почти полторы сотни журналистов и несколько десятков наблюдателей из России, Украины, Абхазии и Южной Осетии. От российской Госдумы присутствовали Константин Затулин, Наталья Нарочницкая и Сергей Бабурин, которые наперебой признавались в любви приднестровскому народу, критиковали «некоторые международные структуры» и, в частности, миссию ОБСЕ, которая, по их мнению, «является не только дестабилизирующим фактором в регионе, но и неуполномоченным и небеспристрастным арбитром тех или иных политических процессов».



«НЕТ ГОСУДАРСТВА – НЕТ ВЫБОРОВ»

Официальный Кишинев избрал по отношению к выборам президента ПМР тактику замалчивания. Близкие к властным кругам молдавские СМИ во время предвыборной кампании в Тирасполе всячески делали вид, что по ту сторону Днестра ничего не происходит, более того, ни один их представитель освещать выборы не поехал. Представители официальных кишиневских структур отказываются от всяких комментариев по вопросам, связанным с выборами в ПМР. Их позиция формулируется просто – «нет такого государства, а значит, и выборов там законных тоже быть не может», следовательно, и говорить о них нечего. По мнению Кишинева, которое, кстати, разделяет и молдавский офис ОБСЕ, прежде чем проводить на территории ПМР выборы, необходимо провести «процесс демократизации данного региона при поддержке ОБСЕ». Кстати, своих наблюдателей в ПМР миссия ОБСЕ отправлять не стала, поставив таким образом легитимность выборов под сомнение.

Максим КАЛМЫКОВ, Кишинев–Тирасполь

Подпишитесь