Posted 7 декабря 2006, 21:00

Published 7 декабря 2006, 21:00

Modified 8 марта, 08:54

Updated 8 марта, 08:54

Откровения Мела Гибсона

7 декабря 2006, 21:00
Дважды в одну реку не входят? Воодушевленный успехом «Страстей Христовых», Мел Гибсон решил рискнуть – на экраны выходит его новое масштабное историческое полотно «Апокалипсис», фильм-притча о гибели некогда процветавшей цивилизации майя.

Мел Гибсон – друг индейцев

До премьеры «Апокалипсиса» Гибсон скрывал все подробности о своем новом детище. Говорил только, что в фильме будут затронуты универсальные темы: великие цивилизации и то, что их губит. И надеялся, что «Апокалипсис» будет интересен прежде всего с познавательной точки зрения.

Для этого проекта Гибсон не пожалел своих кровных 60 млн. долларов. В основе фильма лежит эпос народа киче «Пополь-вух» и другие литературные памятники племен майя, а также записки испанских конкистадоров. Съемки проходили в Мексике, главные роли исполнили актеры-мексиканцы, не известные за пределами своей родины, а в эпизодах снимались простые крестьяне из глухих деревень. Лишь одного актера Гибсон привез с собой из Америки – Лапу Ягуара сыграл Руди Янгблад, индеец из племени команчей, профессиональный танцор, обладающий кошачьей пластикой и неподражаемой мимикой.

Как и в «Страстях Христовых», где герои говорили на мертвых языках, в «Апокалипсисе» звучит только аутентичный диалект одного из языков майя (кстати, языки майя были воссозданы полвека назад советскими учеными). Но диалогов в фильме немного, так как главное здесь – визуальный ряд. Как можно было себе представить, режиссер утопил съемочную площадку в бутафорской крови. Важное место в этой истории занимает мистика, поэтому в «Апокалипсисе» немало спецэффектов.

Во время съемок случилась беда – налетел ураган, принесший тропические ливни, и буквально стер с лица земли несколько индейских поселений. Кинопроизводство пришлось свернуть на полгода, поэтому премьера, намеченная на август 2006 года, была перенесена на декабрь. Гибсон помог крестьянам восстановить жилища, а позже пожертвовал им еще миллион долларов. Теперь у каждого индейца, участвовавшего в съемках, в новом доме висит портрет «доброго гринго» – широко улыбающегося Мела в джинсах, фланелевой рубашке и с окладистой бородой.

Язык мой – враг мой

Набожный католик, щедрый филантроп, примерный семьянин, отец семерых детей – при всей своей благообразности Гибсон отнюдь не святоша. В июле этого года после обильных возлияний «Безумный Мел» сел за руль своего «Лексуса» и промчался по курортному городку Малибу со скоростью 140 км в час. Когда полиция арестовала нарушителя, тот разразился матерной тирадой и позволил себе антисемитские высказывания. Лидеры еврейских общин, традиционно имеющие огромное влияние в Голливуде и точившие на Гибсона зуб со времен выхода антисемитских (по их мнению) «Страстей Христовых», призвали бойкотировать «врага иудеев». Осужденный на три года условно и отправленный на принудительное лечение от алкоголизма, Гибсон публично извинился перед евреями, но скандал уже набрал обороты. Давний партнер Гибсона киноимперия Walt Disney, чьи дочерние компании занимаются дистрибуцией его фильмов, зарубила на корню заявленный сериал о холокосте, который Мел собирался снимать по окончании работы над «Апокалипсисом». Сгустились тучи и над самим «Апокалипсисом», к тому времени полностью готовым, но в конце концов финансовые интересы взяли вверх, и фильм выходит в прокат.

Апокалипсис наших дней

Опозорившись на весь мир, Гибсон устроил новый скандал, за который, впрочем, общественность ему только поаплодировала. На одной из пресс-конференций, рассказывая о новом фильме, Мел сравнил американское правительство во главе с Джорджем Бушем с кучкой варваров эпохи майя. И обратился к аудитории с риторическим вопросом: «Отправлять простых парней в Ирак неизвестно зачем – разве это не жертвоприношение?» Тут сами собой напрашиваются аналогии с другим «Апокалипсисом», великим фильмом Фрэнсиса Форда Копполы, пронзительным антивоенным манифестом. Заявляя о своей гражданской позиции и ратуя за мир во всем мире, Гибсон тем не менее настроен весьма амбициозно – надеется с «Апокалипсисом» снова завоевать «Оскара» и собрать не менее полумиллиарда долларов. А в планах у скандального, но, несомненно, талантливого кинематографиста новый эпический проект – историко-приключенческая картина о семье легендарных флорентийских купцов Медичи, которая должна стать самой дорогой постановкой в истории мирового кино.

«АПОКАЛИПСИС» (Apocalypto), США

Жанр: драма
Режиссер: Мел Гибсон.
В ролях: Руди Янгблад, Далиа Эрнандез, Майра Сербуло, Герардо Тарасена.
Премьера: 7 декабря
Цивилизация майя переживает упадок: племена ведут между собой бесконечные войны, земля не дает урожая, люди умирают от голода и неведомых болезней. Чтобы задобрить богов, верховные жрецы повелевают строить новые храмы и приносить как можно больше жертв. Юный раб по имени Лапа Ягуара, обреченный на заклание, не захотел мириться со своей участью и сбежал. Его путь лежит сквозь тропические джунгли, таящие множество опасностей.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Майя – общее название племен, обитавших на территориях современной Южной Мексики, Гватемалы, Гондураса и Белиза. Свою историю цивилизация майя ведет примерно с 3000 года до н. э., ее расцвет пришелся на 300–900 гг. н. э. В отличие от инков и ацтеков, у майя никогда не было единого государства; власть номинально принадлежала вождям племен, а фактически – жрецам, которые периодически устраивали чудовищные по своей жестокости языческие ритуалы, сопровождавшиеся людскими жертвоприношениями и каннибализмом. Майя имели иероглифическую письменность, пользовались календарем, были умелыми строителями, совершили ряд открытий в математике, астрономии и других науках, подарили миру шоколад. Ученые выдвигают несколько гипотез упадка цивилизации майя – межплеменные войны, вырубка лесов и истощение почв, кровосмесительные браки, эпидемия неизвестной болезни и др. Окончательно уникальную цивилизацию погубила испанская колонизация, начавшаяся в XVI веке.

Подпишитесь