Posted 4 декабря 2006, 21:00
Published 4 декабря 2006, 21:00
Modified 8 марта, 08:55
Updated 8 марта, 08:55
Государство решило обеспокоиться проблемой социально значимых заболеваний. Все цивилизованные страны уже давно взяли курс на переход от стационарного лечения к амбулаторному. Выздоравливающий человек не слоняется без дела в больнице, а начинает понемногу адаптироваться к жизни в нормальном обществе. Происходить это будет в реабилитационных центрах, которые сейчас в России можно пересчитать по пальцам. Параллельно бывший пациент психбольницы может ходить на работу, общаться с людьми – в общем, ни в чем не чувствовать себя ущербным.
Адаптация выздоравливающих людей к нормальной жизни, по замыслу авторов программы, должна начаться с сокращения количества коек в психиатрических больницах. Однако эксперты уверены в преждевременности таких действий. «Прежде чем сокращать коечный фонд, необходимо создать достойную альтернативу, – сообщила «НИ» председатель Общероссийской общественной организации инвалидов вследствие психических расстройств и их семей «Новые возможности» Нелли Левина. – Все сэкономленные деньги нужно пустить на строительство внебольничных реабилитационных центров. В Европе все условия были созданы в течение трех месяцев с момента выписки больных. У нас же это – работа на долгие годы».
Институт внебольничных учреждений в России совершенно неразвит. Несмотря на то, что в Москве более 100 тыс. людей, страдающих психическими расстройствами, в городе нет ни одного общежития для идущих на поправку. Популярные на Западе, они представляют собой обычное здание, где живут выздоравливающие пациенты психиатрических клиник. Совершенно самостоятельное, автономное существование пациентов слегка корректируется специалистами, которые живут рядом и могут проконтролировать прием лекарств. Несмотря на то, что создание таких общежитий гарантировано государством в законе «О психиатрической помощи», в России всего шесть таких учреждений. «Эти общежития при больницах, – пояснила «НИ» Нелли Левина. – Это оказывает совсем не тот эффект, какой нужно. Люди привыкают потреблять, превращаются в несамостоятельные растения без собственной воли. Появляется боязнь людей, синдром неготовности к жизненным трудностям. Общежития, напротив, должны подготавливать выздоровевшего человека к нормальной жизни».
Эксперты сомневаются в том, что предложенная программа будет работать. Качественную работу амбулаторных служб организовать в России, по их словам, очень сложно. «У нас не хватает медицинских психологов, социальные работники получают мизерные деньги, – сообщила «НИ» исполнительный директор «Независимой психиатрической ассоциации России» Любовь Виноградова. – Некоторые больные лишены жилья после выписки, например, в результате мошенничеств. Они выписываются в никуда».
В такой ситуации среди людей с психическими расстройствами может существенно возрасти процент самоубийств. Не долеченный, но выписанный из больницы и оставленный без должного присмотра, пациент может оказаться без препаратов и стать опасным как для себя, так и для окружающих.
Запрет на психиатрические клиники и недостаточное развитие амбулаторных форм лечения уже привел к неконтролируемым последствиям в Италии. «Поступив, как им казалось, гуманно, итальянцы столкнулись с резким ростом преступности в стране, – рассказала «НИ» Любовь Виноградова. – Психически нездоровые люди, выпущенные на свободу, оказались абсолютно неконтролируемыми. Отправить на принудительное лечение их нельзя было, потому что они выглядели как нормальные. В итоге всех пойманных психически больных людей вместо лечебницы отправили в тюрьму. Кстати, содержать там людей дешевле, чем лечить».