Posted 27 ноября 2006, 21:00
Published 27 ноября 2006, 21:00
Modified 8 марта, 08:58
Updated 8 марта, 08:58
Действующий Гражданский процессуальный кодекс позволяет прокурору обращаться в суд для защиты прав только тех граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности не могут сами обратиться в суд. Депутат Госдумы Геннадий Райков (фракция «Единая Россия») предлагает убрать эту оговорку и разрешить прокуратуре обращаться в суд для защиты имущественных прав любых лиц. «Прокуратура может защищать только государство, а гражданина и юридическое лицо, если оно частное, защищать не может», считает депутат. «У нас отдельные суды решают не то чтобы на грани закона, а на грани понятий. А прокуратура решение суда опротестовать не может», – так г-н Райков обосновал «НИ» свою законодательную инициативу. И сообщил, что готовит аналогичную поправку и в Арбитражный процессуальный кодекс, чтобы разрешить прокуратуре вмешиваться по своему усмотрению также в процессы между предприятиями.
Коллеги по фракции Геннадия Райкова не поддерживают. Председатель комитета Госдумы по уголовному, гражданскому, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») сказал «НИ», что в российском законодательстве установлен принцип состязательности и равенства сторон, а «если прокурор на одной стороне, то о равенстве говорить сложно». Поэтому, если спор идет между лицами, которые в состоянии защитить свои права сами, и ни одно из них не относится к государству, прокуратура вмешиваться в такие дела не должна.
Председатель коллегии адвокатов «Адвокатская палата» Юрий Костанов проработал в Ростовской областной прокуратуре и прокуратуре СССР с 1966 по 1990 год. «Если ко мне человек приходил и говорил, что сосед громадную сумму долга не возвращает, я ему объяснял: пойди в суд, там на стенах вывешены образцы исковых заявлений, перепиши и отдай. В суде сидят такие же люди. Они тебя нормально поймут. И зачем мне было в этот процесс входить?» – рассказал «НИ» Юрий Костанов. По его словам, прокурор должен защищать интересы государства, а также малолетних, престарелых, больных и инвалидов, которые сами себя защитить не могут. «Опять воткнуть прокурора в любую ситуацию, как это было в советские времена, когда он был вправе чуть ли не под матрас залезть и в личную жизнь вмешиваться – кому это нужно?» – недоумевает г-н Костанов.
Опрошенные «НИ» правозащитники также отнеслись к предложению Геннадия Райкова настороженно. Директор Института прав человека Валентин Гефтер назвал право прокуроров вмешиваться в любое дело «избыточным». По его словам, это может привести к «ангажированности со стороны государства», когда прокурор будет «влезать в спор частных лиц и частных предприятий на стороне того, кто чиновнику кажется более выгодным». По мнению лидера движения «За права человека» Льва Пономарева, прокуратура «чудовищно коррумпирована, часто выполняет заказы», и любое расширение ее функций «крайне опасно». Председатель фонда «Право Матери» Вероника Марченко считает, что «все упирается в конкретных людей», так как судьи тоже «могут принимать решения не по закону, а по полученной взятке».