Posted 26 ноября 2006, 21:00

Published 26 ноября 2006, 21:00

Modified 8 марта, 08:59

Updated 8 марта, 08:59

Бетонный голод

26 ноября 2006, 21:00
В конце прошлой недели состоялось очередное заседание президиума Совета при президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике. Выступивший на нем начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович отметил, что через год-полтора стране грозит дефицит строительных материалов. Как это скажется

По сведениям Аркадия Дворковича, дефицит в целом ряде регионов возник уже сегодня. Он объяснил это тем, что стройпроизводство сконцентрировано в России лишь в нескольких местах, поэтому транспортные издержки в некоторых регионах составляют 25–30% от цены материалов. Поэтому, скажем, за Уралом строительные предприятия и компании вынуждены покупать материалы и цемент в Китае, а не в РФ. «Это ведет к тому, что мы вместо собственного производства имеем значительный импорт», – отметил чиновник, добавив, что, если речь идет о высококачественных стройматериалах, то и в европейской части страны от 30 до 50% от общей потребности удовлетворяется за счет ввоза из-за рубежа.

В свою очередь руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин видит три направления решения проблемы. «Первое направление связано с технологическим перевооружением предприятий, второе – избавление отрасли от региональной диспропорции, третье – снижение цен за счет применения новых технологий, перехода к эффективному использованию электроэнергии, снижение бюрократических препон», – сообщил он. Чиновник не исключил, что в программе «Жилье» будет создан подраздел по промышленности строительных материалов. По его словам, будет подготовлен «жесткий и эффективный план», рассчитанный на три года, он будет «предусматривать как вопросы размещения предприятий, так и объемы выпуска стройматериалов в России».

Как рассказал «НИ» председатель комитета Госдумы РФ по промышленности и строительству Мартин Шаккум, объемы строительства сдерживаются сегодня не нехваткой материалов, а бюрократическими барьерами. Вместе с тем в перспективе проблема дефицита, по его оценке, может возникнуть. «Дело в том, что государство начало массовые вложения в инфраструктуру, которая оттягивает на себя значительную часть стройматериалов. Мы собираемся строить десятки АЭС, а ведь на каждый энергоблок будет уходить по 250–300 тыс. тонн цемента. То же и с аэропортами, взлетно-посадочными полосами. При сохранении текущих объемов производства стройматериалов на жилищное строительство их хватать, разумеется, не будет», – пояснил он. По словам депутата, «предупредительными мерами», которые должны быть приняты в ближайшее время, должны стать отмена пошлин на импорт строительного оборудования, а также механизм рефинансирования кредитов на его покупку. Если этих мер не принять, компенсировать нехватку можно будет только увеличением импорта за счет повышения цен на жилье. «Если сидеть сложа руки, мы получим и дефицит жилья, и рост его стоимости», – подвел итог г-н Шаккум.

А вот по мнению руководителя Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олега Репченко, проблема стройматериалов на сегодняшний день отнюдь не самая актуальная на российском рынке жилья и вряд ли станет таковой в ближайшее время. «Скажем, в Москве себестоимость строительства как такового составляет всего 20–25% от цены квартиры. То есть большого влияния на рост цен стройматериалы оказывать не могут. В случае же их нехватки в отрасль пойдут инвестиции, и таким образом рынок все сам отрегулирует. Главная проблема сейчас – особенно в крупных городах – это стоимость земли и коммуникаций», – подчеркнул специалист.

Подпишитесь