Posted 23 ноября 2006, 21:00
Published 23 ноября 2006, 21:00
Modified 8 марта, 08:59
Updated 8 марта, 08:59
«В стране читают приблизительно 16% населения. Но если бы вы узнали, что они читают, вы сказали бы, что лучше бы они ничего не читали». Слова сопредседателя жюри Эдварда Радзинского стали своеобразным прологом к церемонии.
Одной из ее интриг был вопрос о том, совпадет ли мнение «Литературной академии» с выбором простых читателей. Еще 15 ноября стали известны результаты «народного голосования», проводившегося в Интернете. В Сети единодушия не получилось. Из числа «официальной» тройки призом зрительских симпатий был отмечен только Дмитрий Быков, да и тот уступил первенство в этой номинации популярному и модному сейчас Алексею Иванову (роман «Золото бунта»). Что касается Людмилы Улицкой («Люди нашего царя»), которая стала третьей, то для нее народная любовь давно не новость.
Поощрили и диссидента Наума Коржавина за мемуары «В соблазнах кровавой эпохи». 81-летний писатель и поэт специально приехал на церемонию из Бостона, где он живет.
Все лауреаты получили символы премии – бронзовых птиц. Быкову, Кабакову и Шишкину вручили также кредитные карты, впрочем, символические, огромных размеров, на которых те должны были расписаться. Награждающие вздыхали, говорили, что у них возникал соблазн расписаться самим. На что Александр Кабаков парировал: «Напишите – тогда и распишетесь». Отдельным подарком победителям стало чтение отрывков из их книг в исполнении актера Александра Филиппенко.
«МНЕ ПОМОГ БИБЛИОТЕЧНЫЙ АНГЕЛ»
На вопросы «НИ» ответил победитель премии «Большая книга» Дмитрий БЫКОВ.
– Можно ли сказать, что премию получили два писателя – Дмитрий Быков и Борис Пастернак?
– Думаю, что так можно сказать. Пастернак – не как автор, но как герой. Его тоже наградили – преимущественно за жизнь, за литературную стратегию.
– Вы говорили о том, что при написании книги ощущали «помощь» Пастернака. В чем это выражалось?
– Складывалось так, что я вовремя получал книги, которые было трудно достать в России, вовремя встречал людей, которые знали Пастернака и могли мне что-то о нем рассказать. Библиотечный ангел часто наталкивал меня на нужную книгу, хотя, возможно, она была на другую тему.
– Получив три миллиона, журналистикой заниматься не бросите?
– Журналистикой я занимаюсь в силу определенных свойств темперамента. Премия мне достанется не завтра, пока я еще не разбогател. Да и когда человек живет в 40-метровой квартире с женой и двумя детьми, благосостояние может наступить явно не скоро. У меня остается много неразрешенных бытовых, квартирных вопросов. Кроме того, большая часть премии пойдет не мне, а другим людям.
– Над какой книгой вы сейчас работаете?
– Я пишу биографию Окуджавы для «ЖЗЛ» и третью часть моей исторической трилогии – роман о розенкрейцерах и масонах.