Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) проходил в специально построенном для этого случая огромном конгресс-центре с крышей, напоминающей морскую волну или, как считают вьетнамцы, вздымающегося из воды морского дракона. Здание выросло здесь буквально за два года. На месте, где раньше были рисовые поля, теперь высадили деревья, создали искусственные озера с небольшими островками. Конгресс-холл охраняют солдаты, вооруженные винтовками. Во время конгресса они не пропускали на улицу пешеходов, а подземные переходы через новую улицу были заперты металлическими решетками. Правда, движение вроде бы не перекрывали. Но это было обманчивое впечатление. Как рассказал «НИ» один из жителей Ханоя, уже несколько недель полиция репетировала перекрытия улиц. В результате местные жители, которым не повезло и чьи дома оказались вблизи конгресс-центра, добирались до квартир по нескольку часов окружным путем.
На церемонии открытия саммита каждый из приехавших во Вьетнам лидеров АТЭС (состоит из 21 государства и территорий) должен был пройти по красной дорожке в вестибюле конгресс-центра, в конце которой их встречал президент страны Нгуен Минь Чиет. Половина глав государств взяли с собой на саммит своих супруг. Джордж Буш так вообще не отпускал свою вторую половину от себя ни на шаг, все время держа ее за ручку. Должна была приехать на форум и Людмила Путина, предполагалась даже «женская» программа с ее участием, но потом, видимо, что-то изменилось, и президент России прибыл в одиночестве. Зато сам Владимир Путин пользовался на саммите повышенной популярностью. После двусторонней встречи с премьер-министром Японии Синдзо Абэ президента России, выходившего из комнаты переговоров, аплодисментами встретили присутствовавшие на саммите девушки в национальных костюмах. А на долю главы японского государства внимания почти не осталось.
Главным событием на АТЭС для России было, естественно, подписание протокола с США об окончании переговоров о вступлении в ВТО. В первый день саммита глава Минэкономразвития Герман Греф уверял журналистов, что препятствий нет. Но обещать, что протокол будет подписан на сто процентов, он не стал. «Не люблю зарекаться, всегда есть шанс, что что-то может не получиться», – суеверно произнес министр. Он сказал, что за вечер осталось лишь «технически выверить текст». Последние вопросы, по поводу которых пришлось договариваться с Вашингтоном, касались урегулирования разногласий по интеллектуальной собственности, рынка услуг и, конечно, сельского хозяйства. За два дня г-н Греф успел договориться со Шри-Ланкой, посулив ей выгодные пошлины на экспортируемый в Россию чай. Теперь осталась только Коста-Рика, с которой переговоры тоже завершены. Необходимо уладить формальности с Грузией, которая уже ранее подписала протокол, но теперь грозится отозвать свою подпись (подробнее о теме вступления России в ВТО читайте на стр. 3).
Подписание протокола было намечено на утро воскресенья. Журналистов собрали и объявили, что в 11 часов будет торжественное подписание протокола. Но неожиданно без объяснения причин подписание перенесли на один час. Все сразу заволновались, что возникли какие-то препятствия. Но источник в российской делегации заверил «НИ», что «договор будет подписан, но сторонам удастся сделать это немного позже», а другой российский представитель сказал, что все еще «идут переговоры», хотя никаких переговоров, по предыдущим словам Германа Грефа, не предполагалось, а должны были проводиться только технические урегулирования. Через три часа долгожданный протокол все-таки был подписан. Поставившая свой автограф с американской стороны торговый представитель Сьюзен Шваб затянувшееся утреннее согласование объяснила бюрократическими процедурами.
Вторым важным моментом саммита АТЭС стало принятие заявления по Северной Корее. По этому вопросу на закрытом заседании форума разгорелось нешуточное противостояние. Самую жесткую позицию заняла Япония, которая призвала жестко осудить Северную Корею и включить все эти моменты в итоговый документ форума – Ханойскую декларацию. США предложили вынести северокорейский вопрос в отдельный документ. Но совместными усилиями Китая, России и Вьетнама удалось заблокировать оба варианта. В результате было оглашено лишь устное заявление перед самым закрытием саммита, в котором были осуждены корейские ядерные планы, но шестисторонним переговорам по ядерной программе КНДР выражена «решительная поддержка».
На закрытии форума АСЕАН вьетнамцы, по традиции всех саммитов, нарядили участников в национальные костюмы под названием «Ао зай» из разноцветного шелка с орнаментом в виде цветка лотоса. Костюмы были разного цвета – золотистого, синего, розового и зеленого. Дамам достались розовые наряды. Владимиру Путину и Джорджу Бушу – синие одеяния. Золотистый царский цвет позволили себе лишь вьетнамские чиновники. Российский и американский президенты в шелковых длинных балахонах во время общего фотографирования, стоя рядом, как-то неловко переминались с ногу на ногу, обмениваясь улыбками. Хотя вроде уже должны были привыкнуть к таким «переодеваниям» на предыдущих саммитах АСЕАН. Лидерам, по некоторой информации, также презентовали их собственные портреты из «драгоценного песка» разных цветов. Причем вьетнамцы для этого перемололи полудрагоценные камни.
После окончания саммита Владимир Путин отправился с Джорджем Бушем на переговоры в отель «Шератон» с видом на знаменитую Красную реку, где остановилась вся американская делегация. Вначале президенты продолжили обсуждать тему ВТО. Российский президент поблагодарил г-на Буша за «конструктивный подход к переговорам». «Это не было бы возможно без политической воли президента США, – сделал реверанс в сторону коллеги глава Российского государства, – документ создает благоприятный фон для решения других вопросов». Джордж Буш, со своей стороны, назвал подписание протокола «положительным шагом для всего мирового сообщества». Затем лидеры приступили к другим темам. В частности, затронули проблему Северной Кореи и Иранского ядерного досье. Говоря об Иране, американский президент сделал Владимиру Путину еще один подарок, сообщив об отмене санкций против российской авиастроительной компании «Сухой». Впрочем, стоит напомнить, что против введения санкций, в первую очередь, выступал американский концерн «Боинг», который имеет обширные контракты с российской фирмой. Уже после окончания встречи двух президентов глава МИД РФ Сергей Лавров, так сказать, не отходя от кассы, выразил уверенность, что подобные санкции будут сняты и с Рособоронэкспорта, «так как они ничего не поставляли запрещенного в Иран».
Завершил свой второй день во Вьетнаме Владимир Путин без политики, открыв первый в истории российско-вьетнамский банк.