Еще недавно история о Золушке была не в моде. Современные феминизированные девушки, понимая, что милостей от Феи ждать нельзя, добывали счастье своими руками, строя карьеру и отвоевывая место в бизнесе. Сейчас, когда экономика немного стабилизировались, стало ясно: женщина не может добиться всего одна. А без любви и семейного счастья любая успешная бизнес-леди чувствует себя обделенной. Значит, нужно ждать прекрасного Принца и верить в чудо, ведь в сущности любая секретарша может встретить на корпоративной вечеринке своего избранника. Например, президента компании. И Золушка вернулась на театральные подмостки.
У этого образа множество трактовок. Первыми, легендарными Золушками в СССР стали актриса Янина Жеймо, сыгравшая эту героиню в фильме-сказке 1947 года, и балерина Галина Уланова, станцевавшая ее в Большом. У обеих получилась молоденькая девушка, почти девочка. Они по-детски искренне радовались сказке и казались почти неземными созданиями. Сейчас Золушка заметно повзрослела.
В нынешнем сезоне самая традиционная версия истории о ней поставлена в балете – в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Остальных коснулись веяния времени. К примеру, в Мариинском театре Золушка вырывается на волю из коммунальной квартиры. В Большом она – помощница сказочника, обитающего на загадочной планете, девушка независимая и самостоятельная. Она летает на метле и, попав во дворец, съезжает по перилам прямо в руки Принцу. После свадьбы Золушка скорее всего будет править королевством. В спектакле РАМТа героиня сезона предстает в образе актрисы бродячего театра, которая на королевском балу танцует что-то вроде рэпа.
При всем многообразии драматических и балетных «Золушек», единственная рассказывающая о ней опера, которую сочинил Россини, не звучала в Москве лет 30. Главная причина тому – необычайная сложность вокальных партий. Кажется, что певцы, исполняющие зубодробительные колоратуры, не поют, а занимаются какой-то художественной гимнастикой для голоса. Таких исполнителей в России практически нет. Поэтому оперный центр Classica Viva собрал для концертного исполнения «Золушки» отличный состав певцов из разных стран.
Из оперы исчезли Фея, тыква, превращающаяся в карету, и все остальные чудеса. Зато Мачеха превратилась в отчима, дона Манифико. Но главная сказочная интрига сохранилась, только Принц узнал Золушку не по туфельке, а по браслету.
Несмотря на отличие от сказки, концертное исполнение оперы в среду прошло великолепно. Золушку виртуозно спела итальянка Анна Бонитатибус, покорившая москвичей еще зимой, в «Орфее и Эвридике». Золушка получилась у нее девушкой с характером, способной постоять за свое счастье. А партию Принца исполнил наш соотечественник Максим Миронов, обладатель легкого, колоратурного, типично россиниевского тенора. Опер, подходящих для такого голоса, у нас не ставят, поэтому он работает на Западе и за последние годы сделал там блестящую карьеру. Оркестром Musica Viva дирижировал Теодор Курентзис. Как обычно, у этого дирижера концертное исполнение оперы напоминало полноценный спектакль.
Поток Золушек на этом не кончается. Следующей будет «Золушка» «Балета Монте-Карло», которую покажут в Москве в эту пятницу и субботу. В этой постановке все настолько эстетически совершенно и чисто, что у Золушки не будет метлы и она с самого начала будет напоминать сказочную принцессу.