По словам Германа Грефа, договоренности с США носят весьма сбалансированный характер. «Нам удалось по всем принципиальным вопросам найти компромиссные решения», – отметил министр. Он пояснил, что, в частности, достигнуты компромиссы по работе в РФ иностранных банков и по сельскому хозяйству. Что касается защиты прав на интеллектуальную собственность, то стороны подпишут соглашение, в котором Россия возьмет на себя обязательство по регулированию и правоприменению в этой сфере. Документ планируется оформить в Ханое одновременно с протоколом о завершении переговоров.
Напомним, что еще недавно ситуация была совсем иной, и Белый дом вел с Кремлем достаточно жесткий торг, подразумевая минимум уступок. Да и у нас еще в сентябре в высшем руководстве страны говорили о том, что нам это вступление «не слишком-то и нужно». Аналитики считают, что решающий вклад в изменение стратегии американской администрации внесла недавняя победа на выборах демократов. «США взамен на разрешение на вступление России пытались получить нужные им решения на фронтах геополитических – прежде всего относительно Северной Кореи и Ирана, – рассказал «НИ» сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. – Однако в новых условиях в Белом доме были вынуждены в большей степени прислушаться к позиции Европы и крупного американского бизнеса, давно настаивавших на скорейшем принятии России».
Однако договор со Штатами – это еще не все. На данный момент между Россией и ВТО стоят Грузия, Молдавия, Шри-Ланка и Коста-Рика. К тому же на горизонте многосторонняя встреча со всеми 77 членами организации, где должны быть выработаны окончательные условия принятия РФ. С Коста-Рикой все довольно просто – протокол о завершении переговоров, которые велись последнее время с этой центральноамериканской страной, уже подписан. Со Шри-Ланкой остается договориться только об условиях импорта в Россию цейлонского чая. Что же касается ранее озвучивавшихся угроз Грузии отозвать свою подпись под соглашением с Россией по ВТО, то, по мнению г-на Дискина, такой вариант возможен лишь теоретически, и его вероятность стремится к нулю.
«Во-первых, так никто не поступает. Во-вторых, Грузия и Молдавия во многом затягивали процесс подписания соглашений только для того, чтобы США в данном вопросе не оказались в гордом одиночестве. Наконец, если Грузия будет задерживать процесс после согласия США, то вопросы у европейских партнеров возникнут не к ней, а именно к Вашингтону. К тому же последние ходы грузинского руководства (в частности, отставка министра обороны Ираклия Окруашвили) указывают на изменение курса закавказского государства в отношении России», – отметил эксперт.
По всей вероятности, официальное решение о вступлении России в ВТО будет принято на летней сессии организации, ориентировочно в июне. При этом многосторонние соглашения со всеми странами-участниками РФ подпишет не позднее марта. А вот торговые отношения с США даже в свете последних сдвигов вряд ли кардинально улучшатся. «Даже в рамках ВТО американцы должны ратифицировать целый ряд соглашений, предоставляющих России благоприятные условия в некоторых отраслях экономики. Но здесь решение принимает не администрация, а конгресс. С учетом его нового состава, думаю, это будет маловероятно», – подчеркнул Иосиф Дискин.