Posted 7 ноября 2006, 21:00
Published 7 ноября 2006, 21:00
Modified 8 марта, 08:51
Updated 8 марта, 08:51
Исследователи считают, что причина негативного отношения к приезжим кроется в нехватке воспитания этнической терпимости в школах. Дело в том, что в современной России отсутствует практика знакомства детей с культурой других народов. Кроме того, по словам экспертов, школьники совершенно не в курсе тех прав и обязанностей, которые возлагаются на них законом и Конституцией. Поэтому уважение к другой культуре, национальности, религии для многих почти ничего не значит. «С начала 90-х годов начались крупные кампании по деидеологизации российского образования, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – В результате из образовательных программ российских школ изъяли все воспитательные уроки. Свято место пусто не бывает, в итоге пустующую нишу заполнили псевдопатриотические идеи».
«Для любого ребенка и так характерно деление людей на своих и чужих, – рассказал «НИ» председатель специальной комиссии Думы по образованию Евгений Бунимович. – Все те глобальные события, которые происходят в стране, неминуемо находят свое отражение среди учащихся. А то, что сейчас происходит в России, совершенно не способствует ни терпимости, ни мирному сосуществованию. Чужие определены, задача – их не любить – поставлена. Вот вам и результат в виде таких цифр».
По свидетельству некоторых московских учителей, минимум 20% школьников с 5-го по 11-й классы симпатизируют националистам или же напрямую относят себя к скинхедам. «Нередко дети совершенно не стесняются в выражениях, чтобы как-то обидеть и задеть своих нерусских однокашников, – рассказал «НИ» учитель истории школы-гимназии Александр Баранов. – Помню, после погрома в Царицыно старшеклассники очень оживленно обсуждали этот случай. Некоторые откровенно уверяли сверстников, что если из Москвы выставить всех чужаков, город обязательно станет лучше. Некоторые приезжие ребята, конечно, не выдерживают хамства в отношении себя. Однажды на перемене даже подрались пятиклассники из-за того, что один обозвал другого «чуркой»».
Такая картина характерна практически для всех школ столицы. «На партах и стульях встречаются выцарапанные или нарисованные свастики и лозунги вроде «Россия для русских. Москва для москвичей», – пояснила «НИ» учитель русского и литературы общеобразовательной школы Елена Шубина. – Недавно на моем уроке один ученик высказал мысль, что если бы герой Отечественной войны 1812 года Багратион жил в наше время в Москве, ему пришлось бы плохо».
Сами дети также отмечают, что национализм и ксенофобия в школах достаточно распространены, хотя не везде ярко выражены. «В школе, где я учусь, ребята в основном живут дружно, – объяснил «НИ» ученик 9-го класса Иван. – Хотя в моем классе есть двое парней, которые называют себя скинами. Они постоянно задирают ребят-азербайджанцев из другого класса и обзывают их. Говорят, чтобы они убирались из Москвы и России. Однажды они даже оскорбили учительницу-армянку. После этого в школу вызвали родителей, а их самих отвели к директору. Но через неделю они опять стали себя вести по-прежнему».
Исследователи убеждены, если бы в российских школах достаточно внимания уделялось воспитанию этнической терпимости, результаты были бы иными. По словам проректора Института развития системы образования, профессора Галины Новиковой, необходимо создать новые программы воспитания и образования, а также переучить педагогов, особенно начальных классов. «Обучение человека на протяжении жизни не должно сводиться к простому накапливанию знаний. Должны прививаться манеры поведения в открытом мире», – заявила журналистам г-жа Новикова.
О том, что в школах необходимо прививать толерантность, говорил вчера на заседании правительства и мэр столицы Юрий Лужков. Впрочем, правозащитники достаточно скептически смотрят на возможность изменить ситуацию с помощью одной только школы. По их мнению, корень зла кроется не столько в недостатке системы современного образования, сколько в ситуации, которая складывалась в обществе годами.
«Улица, пресса, «патриоты» с экранов в течение долгого времени вбивали в головы людей, что «инородцы» – это плохо, а ненавидеть их – великий патриотизм, – пояснил «НИ» председатель Московского антифашистского центра Евгений Прошечкин. – Закономерный результат этой пропаганды таков, что большая часть россиян теперь поддерживают бесправные гонения на грузин, а дети превращаются в националистов. Проблему решать нужно на всех уровнях, а не только в рамках школьного образования».
Психологи также считают, что проблема национализма и ксенофобии слишком запущена, чтобы возлагать ее решение на плечи школьных учителей. «Школа просто не может вдруг сделать детей терпимыми, – объяснила «НИ» детский психолог Татьяна Муха. – Так называемые уроки доброты останутся уроками, очередной формальностью, которая никак не повлияет на изменение ситуации к лучшему. Проблема неприязни других, к сожалению, действительно связана с общей ситуацией в России. Многие идеи ксенофобии идут от родителей. А их уже не перевоспитаешь».
Проблему нетерпимости и национализма, уверяют эксперты, могут решить только серьезные государственные социальные программы. «Следует превратить тему превосходства одной нации над другой в неприличную, – пояснил Евгений Бунимович. – Сегодня же она актуальная, интересная, широко обсуждаемая».
Между тем социологи уже бьют тревогу. Процесс радикального изменения общественного сознания происходит по прошествии двух поколений. Одно поколение в духе ксенофобии уже воспитано. «При сохранении существующей тенденции уже через тридцать лет в стране можно будет ожидать крупные национальные катаклизмы, – пояснил «НИ» ведущий научный сотрудник Аналитического центра Юрия Левады Леонид Седов. – Большая часть взрослого населения пропитано нетерпением и ксенофобией. Сейчас к ним присоединяются дети. В условиях многонационального государства все это, увы, может грозить просто развалом России».