Posted 25 октября 2006, 20:00
Published 25 октября 2006, 20:00
Modified 8 марта, 08:57
Updated 8 марта, 08:57
Из 100 тыс. наименований книг, издаваемых за год, в большинстве регионов бывает представлена в лучшем случае десятая часть. Недоступность литературы влечет постепенное падение спроса, вместе же они образуют замкнутый круг: издатели, в свою очередь, перестают ориентироваться на провинцию как на активного потребителя их продукции.
Единственным ориентиром, реально учитываемым издателями, остается ситуация в книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга: именно эти города потребляют почти 40% всей книжной продукции России. Где-то на вторых ролях обретаются еще пара-тройка российских городов, способных обратить на себя внимание издателей и распространителей (Екатеринбург, Новосибирск), остальные же регионы от книжного потока остаются просто отрезанными.
Практика покупки и доставки книги по почте фактически не действует и жаждущего читателя из глубинки вряд ли спасет: мало того, что книга пробудет в пути несколько недель, стоить она будет довольно дорого. Для сравнения, заказанная в Великобритании книга доставляется в Австралию за 2–3 дня.
Самая читающая страна в мире уже давно не Россия с ее долей активных читателей от взрослого населения в 23%. Лидеры теперь – Великобритания (52%), Швеция (44%) и Финляндия (43%). Каждой из стран место в тройке лучших досталось не просто так: все они имеют специальные программы по развитию чтения. Хотя и им далеко до того уровня, на который поставлено стимулирование читательского спроса в США (о нем с легкой завистью говорил г-н Новиков). Несравнимо больше средств там вкладывается в маркетинг, выше авторские гонорары, совершенствуется законодательство в области авторского права. Да и объему американского книжного рынка можно позавидовать: 40,5 млрд. долларов по сравнению с российскими 3,2 млрд.
Об альтернативных форматах выпуска книг нам вообще лучше молчать. Этот рынок и на Западе-то считается недостаточно успешным, но по сравнению с США и Европой мы выпускаем в 86 раз меньше аудиокниг и в тысячу раз меньше книг электронных.
С другой стороны, именно вследствие своего неблагополучия книжный рынок России активнее всего развивается. Его темпы роста – пожалуй, единственные показатели, которые пока могут нас порадовать: до 21% в год на протяжении последних пяти лет и стабильные 12% сейчас. Соответствующие показатели на Западе гораздо скромнее – всего около 1%. Однако российский рынок в отличие от западного растет не за счет увеличения продаж, как на Западе, а за счет наименее привлекательного для читателя фактора – цены.
Отличились мы и еще по одному параметру. В Европе, где лидерами продаж неизменно являются американские бестселлеры, Россия – единственная страна, которая на первое место ставит своих авторов. Русский читатель либо действительно интересуется в первую очередь своей национальной литературой, либо по лености не желает знакомиться с какими-либо культурами еще. Видимо, своя рубашка нам по-прежнему ближе к телу, вот только непонятно, пойдет ли на пользу нашей литературе полная изоляция от литературы мировой. Главные исключения, объединяющие наших и зарубежных читателей, – это, как правило, книги, написанные очень известными людьми (Мадонной, например) и масштабно «раскрученные» на весь мир проекты типа «Гарри Поттера» Джоан Ролинг или «Кода да Винчи» Дэна Брауна. Правда, и в этих случаях повышенный интерес вызывают не сами книги, а выпущенные по их следам фильмы. Возможно, это очередная глава в поиске самостоятельного пути русской литературы.