Вандализм в последние годы стал одним из самых распространенных в России преступлений. Его мотивы могут быть националистическими, культурологическими, религиозными. Но расстрел из охотничьих ружей памятной стелы на месте, где в марте 1968 года потерпел катастрофу самолет, пилотируемый первым космонавтом планеты Юрием Гагариным и летчиком-испытателем Владимиром Серегиным, – случай уникальный. По той простой причине, что мотивы данного преступления непонятны.
Гагаринский мемориал в деревне Новоселово во Владимирской области – это гранитный обелиск с профилями погибших и, при подъезде к нему, сложенная из темно-красного кирпича стела с композицией из белого камня и мемориальной доской. Стелу и выбрали мишенью злоумышленники, буквально изрешетив ее пулями 12-го калибра. По самым скромным подсчетам, на восстановление памятного знака потребуется 60 тыс. рублей. Но охотниками (сотрудники милиции полагают, что их надо искать среди местных дачников) нанесен еще и моральный урон – причем без преувеличения всей России.
Можно еще найти объяснение тому, что накануне в том же Киржачском районе хулиганы обезглавили бетонную статую Ленина – сколько Ильичей, а за компанию и его соратников снесли в России за последние полтора десятилетия! Но Гагарин остается в нашем восприятии фигурой бесспорной, безупречной, вызывающей любовь не показную, а очень искреннюю.
Проще всего предположить, что стрелки были пьяны. Однако у нормального человека и в пьяном виде рука не поднимется на то, что для всех свято. И потом ведь речь идет о месте скорбном, куда каждый день приносят цветы.
Хранитель мемориала Майя Авизова потрясена: «Даже не знаю, с чем это сравнить. Страшнее этого случая я не знаю. Мне кажется, это не просто повреждение памятника, а издевательство над человеком. Для нас Гагарин и сегодня живой. Он у нас один. Мы в лесу, и он с нами. Вот я иной раз иду и с ним разговариваю...»
Российскими психологами установлено: акты вандализма чаще всего совершаются не отморозками-одиночками, а группами из 5–6 человек в возрасте 16–18 лет. Люди, не имеющие жизненного опыта, не могут отличить подлинные ценности от мнимых. Информационная среда, в которой они существуют, провоцирует агрессивное поведение. Да и особого интереса к истории, к материальной культуре у сегодняшних молодых людей нет.
Хотя осквернение кладбищ и храмов стало в России частым явлением, скинхедов и сатанистов среди вандалов не так много. По мнению социологов, в 50% случаев это люди из неполных семей, в 88% случаев – со средним или неполным средним образованием, в 60% случаев – не имеющие решительно никакого представления о религии. Стоит ли удивляться, что в Сергиевом Посаде, куда ежедневно едут сотни паломников, где уважение и любовь к истории, казалось бы, растворено в воздухе, 11 октября был сломан крест над источником Николая Чудотворца, бьющим возле Келарского пруда. Источник этот слывет святым – и вот поди ж ты! И сломали крест не приезжие, а свои, местные. Не одна ли из причин случившегося в том, что год назад в сергиевопосадскую мечеть во время намаза ворвалась компания молодых людей и принялась избивать молившихся с криками: «Вам здесь не место!» А прибывшие к мечети милиционеры задержали двоих из молодчиков, да и отпустили с миром... Связь между этим и нынешним происшествиями прямая: кто не уважает чужого, не в состоянии в полной мере любить свое.
Вандализм получил у нас такое широкое распространение еще и потому, что в массовом сознании как бы и преступлением не считается. До недавнего времени совершение актов вандализма наказывалось штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо арестом на срок до трех месяцев. Правда, 20 октября депутаты Думы одобрили в первом чтении законопроект об ужесточении наказания за вандализм. Оно увеличивается до трех лет. Но, по мнению сотрудников Киржачского РОВД, ведущих расследование происшествия на месте гибели Гагарина, за такое и три года будет мало.