Можно сказать, что спорят Давид и Голиаф. С одной стороны, маленькая, бедная Гватемала, не располагающая значительными природными богатствами. С другой – Венесуэла с мощными энергетическими ресурсами, огромными резервами нефтедолларов, исключительно динамичной внешней политикой. Ее президент Уго Чавес недавно предпринял длительную зарубежную поездку, в ходе которой заручился поддержкой целого ряда стран, в том числе России и Китая.
Большинство экспертов не сомневалось в легкой победе фаворита. Однако практически с первого тура обозначилось преимущество заведомого аутсайдера. Он восемь раз преодолел отметку в 100 голосов. Соперник ни разу не достиг этой планки. Причина сенсации кроется в ряде факторов. Прежде всего кандидатуру Гватемалы активно поддерживают США, использующие для этого все имеющиеся ресурсы. Вашингтонская администрация пытается перекрыть дорогу Венесуэле, полагая, что она займется деструктивной деятельностью, которая осложнит работу Совета Безопасности. По мнению многих аналитиков, Чавес в попытках добиться максимальной поддержки переборщил, повышенная активность произвела обратный эффект. Безусловно, сыграла свою негативную роль тональность речи венесуэльского президента на сессии Генеральной ассамблеи в минувшем сентябре, содержавшая резкие выпады в адрес нынешнего хозяина Белого дома, которого он обозвал дьяволом.
Гватемала в свою очередь вела кампанию достаточно деликатно, не пытаясь оказывать нажима. Она, в частности, использовала тот аргумент, что в отличие от Венесуэлы никогда ранее не занимала этого поста. Любопытная деталь. В настоящее время внешнеполитическое ведомство этой страны возглавляет опытный дипломат, искусный переговорщик Герт Розенталь, бывший исполнительный секретарь Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и стран Карибского бассейна.
Хотя процедура не оговаривает количество туров, они могут продолжаться долго, но внутри латиноамериканского сообщества стали раздаваться робкие голоса в пользу взаимоприемлемой кандидатуры. О чем, в частности, говорил Эральдо Муньос, постоянный представитель Чили, которая, кстати, воздерживалась от голосования. Но это может произойти лишь при условии обоюдного согласия претендентов. «Нам следует дождаться снятия кандидатур, чтобы приступить к разработке такого сценария», – подчеркнул мексиканский посол Энрике Берруга. Гватемала в кулуарах уже высказалась в пользу подобного варианта. Венесуэла не готова к компромиссу. «Мы не покинем поле боя, будем сражаться до конца», – заявил на днях Уго Чавес.
Невольно на ум приходит беспрецедентный случай, когда в 1979 году битва Кубы и Колумбии длилась не дни, а недели. Тогда состоялось рекордное количество туров – 155. Эпопея завершилась избранием Мексики.
Адвокат открывает сессию