Материнство по лимиту

19 октября 2006, 00:00
Михаил КРЮЧКОВ

В ближайшее время Госдума рассмотрит законопроект о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, который разработала и уже одобрила исполнительная власть. Напомню вкратце, о чем идет речь. Женщина, родившая второго ребенка, будет иметь право на некий материнский капитал в размере 250 тыс. руб. Тут очень важно, что получит она именно право, а не живые деньги. Их-то как раз будущие мамы никогда не увидят, хотя уже сейчас на них очень рассчитывают. Реальные же средства останутся в руках государства до тех пор, пока женщина не поручит ему так или иначе ими распорядиться. Можно, например, истратить указанную сумму на приобретение жилья на территории РФ. Можно заплатить ею за обучение ребенка. Можно направить средства в накопительную часть пенсии. Других вариантов пока нет.

Это все красивая теория. А к ней прилагается суровая практика, полная ограничений и оговорок. Во-первых, счастливые мамы не должны быть старше 25 лет. Во-вторых, на вожделенные 250 тыс. могут рассчитывать только те, кто родит после того, как страну поздравит президент, а кремлевские куранты возвестят о пришествии 2007 года. В третьих, деньги даже виртуально достанутся многодетным мамам не сразу, а лишь в 2010 году.

Природу этих ограничений понять с помощью нормальной человеческой логики невозможно. Европа и Северная Америка рожают теперь поздно – годам к 30-ти и дальше. У нас это правило работает пока не повсеместно, но в Москве, Питере, других крупных городах, уверяют социологи, мам, которым самим нужен родительский догляд, становится все меньше. Счастье материнства, считают наши современные девушки, будет намного большим, если оно будет опираться на хорошее образование, успешную карьеру и, как следствие, достаток в семье. Правильно, на мой взгляд, считают. Но власть такую философию не понимает, поэтому облагодетельствовать готова только тех, кто к 25 годам успел родить уже дважды.

«Новогодний» лимит вообще необъясним. Что мешает ввести в действие закон с момента его опубликования? Он ведь входит в число демографических приоритетных мер, поэтому, надо думать, и верхняя, и нижняя палаты с ним тянуть не будут, и на подписи у главы государства он не залежится. Ну зачем людей на пустом месте нервировать и расстраивать? Представьте себе, сколько будет семейных драм у тех, кому «не повезет», потому что второй ребенок появится на свет вечером 31 декабря – «не могла подождать пару часов!?».

Наконец, о трехлетнем моратории на использование денег. Депутаты из правящей партии объясняют его необходимостью борьбы с разного рода мошенницами и проходимками. Нарожают, мол, детей, сорвут куш, а потом свое потомство побросают. А вот за три года они себя, несомненно, проявят. Но ведь никакой куш, как уже было сказано, сорвать нельзя. А в то, что молодые негодяйки стройными рядами побегут покупать квартиры за неполные 10 тыс. долларов, сплошь озаботятся об образовании брошенных ими детей или станут, как одна, откладывать на старость, верится, согласитесь, с трудом. По этой логике миллионы честных женщин станут заложницами тех, кого депутаты пока лишь подозревают в непорядочности. Однако народные избранники еще с советских времен, видимо, свято верят в то, что, как сказал классик, честного человека всегда можно обыскать.

У чиновников аргументы постройнее. Формировать права на материнский капитал и отвечать за его целевое использование поручено Пенсионному фонду. Вначале он должен создать федеральный регистр матерей, подключив к этому делу загсы, собесы, суды, органы опеки и МВД. Дело это долгое и трудоемкое – полной информации на этот счет в стране сейчас нет ни у кого. Задача, ясное дело, непростая, но решить-то ее по закону нужно уже к будущему январю. Так что, при чем тут три года, опять непонятно.

Кстати, если кто-то думает, что, хотя бы начиная с 2010 года, деньги все-таки можно будет потратить по своему усмотрению, он (а вернее, она) глубоко ошибается. Если женщина захочет, скажем, оплатить своим материнским капиталом часть первого взноса за квартиру, то, как разъясняют в ПФР, ей придется подать соответствующую заявку, а чиновники еще посмотрят, с той ли компанией она связалась, верное ли дело затевается, а только потом решат, давать не него деньги или нет. Думается, не меньше заморочек будет и с учебой.

Впрочем, список способов, которыми можно будет потратить 250 тыс., возможно, еще не исчерпан. Во всяком случае, в Думе и Совете Федерации уже высказывается мысль, что неплохо бы разрешить мамам на эти деньги и лечить детей. Разумеется, под полным государственным контролем, с кучей справок и экспертиз, доказывающих, что ребенок действительно болен, а не симулирует недуг, наученный алчной мамашей. И список болезней хорошо бы разработать, и лимиты на лечение и процедуры. Правда, не говорится пока, распространится ли это разрешение на грудничков или до трех лет пусть себе болеют на здоровье. Если врача за госденьги можно будет вызывать сразу, это ломает всю концепцию законопроекта. Тогда придется начинать все сначала. Похоже, на это и расчет, ведь в 2010 году практической стороной вопроса, вполне возможно, будут заниматься другие чиновники и другие депутаты.

УТОЧНЕНИЕ

19 октября 2006 года в нашей газете был опубликован материал «Материнство по лимиту», посвященный внесенному в Госдуму правительством законопроекту о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей. Как сообщили «НИ» в пресс-центре Министерства здравоохранения и социального развития, законопроект не содержит возрастных ограничений для женщин, которые при рождении второго и последующих детей будут иметь право на получение материнского капитала.

#Экономика #Новости #Денис Объедкин #Дети, подростки
Подпишитесь