Учиться и переучиваться

17 октября 2006, 00:00
«По экспертным оценкам, в отрасли занято не менее 100 тыс. человек. Из них около 30–40 тыс. непосредственно организуют выставки и ярмарки, работая в специализированных фирмах. Число таких фирм приближается к 300. Плюс предприятия-экспоненты – более 80 тыс. ежегодно. Их специалисты также занимаются выставочной деятельно

Приведенная выше цитата взята из доклада академика РАСХН Эльмиры Крылатых, подготовленного к открытому заседанию Президиума РСВЯ, которое было посвящено проблемам специального выставочного образования в России. Заседание проходило 2 октября в стенах Академии народного хозяйства при правительстве РФ (АНХ). Здесь два года назад в российско-немецкую программу МВА (мастер делового администрирования) впервые была включена специализация «Выставочный менеджмент», руководителем которой стала академик Крылатых. Первыми выпускниками, получившими здесь второе высшее образование, были 15 лидеров российского выставочного бизнеса. Однако впоследствии набрать подобную группу больше не удалось. Обучение ведется для трех-четырех человек, по определению Крылатых – «в розницу». Появилась новая форма обучения – выездные занятия, которые проводились в «Экспоцентре», «Крокусе» и ВВЦ в привязке к конкретным выставкам. И хотя Школа «находится в устойчивом положении», ей необходима поддержка со стороны выставочного сообщества.

Что же касается выставочного образования в России в целом, то в этой «сфере… становится хуже, чем было», считает один из основателей и преподаватель Школы Игорь Филоненко (что отмечалось практически всеми остальными докладчиками). С одной стороны, многие структуры (выступавшими упоминались: московские Высшая школа экономики, МГИМО. МГУ, ИПКИР, Академия внешней торговли, Санкт-Петербургский

институт экономики и управления и Международный банковский институт, Иркутский государственный технический университет и др.), поначалу объявившие о включении в свои программы курсов по выставочному бизнесу, перепрофилируются, объемы снижаются. Учебные программы (кроме кратких курсов) затормозились. Замерли, по выражению Филоненко, «в неопределенной позе», как, впрочем, отчасти и выставочный бизнес в целом. Поскольку сегодня происходит перегруппировка сил, связанная в том числе с развитием такого игрока, как «Крокус Экспо», и экспансией западных компаний.

С другой стороны, краткосрочные курсы тематически ориентированы на байеров, экономистов, программистов, финансистов, бухгалтеров, PR, рекламщиков (бесспорно, востребованные в индустрии специальности). Однако, считает Игорь Филоненко, «учить менеджеров или стендистов высасывать из выставки максимум возможного сегодня некому».

В этой связи выдвигались различные предложения. Собрать и обобщить информацию по вузам, в которых есть курсы по выставочно-ярмарочной деятельности. Определить приоритеты: постобразование (МВА); подготовка по выставочной программе в вузах; система семинаров и курсов повышения квалификации; тренинги по системе «Кейс-стади» (Владимир Губернаторов, «Экспореклама»). Определить степень востребованности специалистов и понять емкость рынка труда (Игорь Прудников, МТПП). Организовать мобильные группы для обучения экспонентов на местах (Людмила Смородова, исполнительный директор МСВЯ). И многие другие.

В той или иной мере они нашли отражение в итоговом постановлении заседания, включающем такие положения: разработать стандартные комплексные образовательные программы в области ВЯД и конгрессной деятельности; продолжить диалог с учебными учреждениями и интегрировать выставочную тематику в учебные программы вузов; разработать и внедрить под эгидой РСВЯ краткосрочную очно-заочную программу подготовки и сертификации менеджеров по организации выставок; разработать комплексную программу для обучения участников выставок; одобрить методическую работу РСВЯ и выпуск нового учебного пособия «Выставочный менеджмент» под редакцией Игоря Филоненко. Сверхзадача выставочной индустрии и в этой области остается прежней – привлечь государство к вопросам образования.

#Общество #Новости
Подпишитесь