Posted 12 октября 2006, 20:00
Published 12 октября 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:03
Updated 8 марта, 09:03
В период первоначального капитала в постсоветской России люди гордились: «Я сделал свой бизнес с нуля». Сегодня в среде тех, кто начинает заниматься предпринимательством, это, как выяснилось, вовсе не предмет гордости. Все чаще для того, чтобы «попробовать себя» в бизнесе, россияне, особенно москвичи и питерцы, покупают готовые предприятия. Причин здесь много. Процедура всяческих регистраций хотя и стала за 15 лет проще, тем не менее все еще отнимает у начинающих немало времени и нервов. К тому же риск в деле, которое начинается «с первого колышка», намного выше, чем в случае, когда надо продолжить некую деятельность, которую до тебя кто-то уже вел. И наконец, если бизнес ликвидный, а иной и покупать не стоит, его в крайнем случае всегда можно продать.
Боулинг-клуб вне конкуренции
Интернет полон сегодня предложений о продаже готового бизнеса. По оценкам специалистов, сейчас действует около 150 сайтов, представляющих крупные и небольшие магазины по продаже готовых предприятий. К примеру, за 5–8 тыс. долларов несложно купить видеопрокат или пункт обмена валют. Дороже стоят кафе, аптеки или салоны красоты. Разумеется, есть предложения и высшей ценовой категории. Скажем, стоимость курортного комплекса где-нибудь в Анапе достигает нескольких миллионов долларов.
Как правило, готовый бизнес продают те, кто либо не способен инвестировать в него дополнительные средства, либо избрал другую сферу деятельности, либо убедился, что предприятие не дает ожидаемых доходов. Самое большое предложение на этом рынке в малом и среднем его сегменте идет сегодня от ресторанов и салонов красоты. Вероятно, потому что эта сфера стремительно насыщается, а где-то и перенасыщается. Только в Москве работают около 5 тыс. ресторанов и 2 тыс. салонов красоты. Для мегаполиса в общем-то не так уж много, но спрос на них даже в столице пока нельзя назвать массовым, поэтому он не успевает за предложением. Эксперты говорят, что здесь становится сложнее выжить в конкурентной борьбе и тем более получать хорошую прибыль. Однако многие предприниматели, уверенные в том, что этот бизнес не требует узкоспециальных знаний, чаще всего покупают именно точки общепита и парикмахерские. К тому же в Москве рестораны и салоны красоты пользуются спросом еще и потому, что среди богатых людей (а их в столице немало) появилась мода преподносить их в качестве элитного подарка.
Самый же популярный сейчас на этом рынке «продукт» – боулинг-клуб. Бизнес растет быстро, поскольку является модной забавой. По экспертным оценкам, чистая прибыль клуба на 8–12 дорожек составляет около 400 тыс. долларов год. Дополнительные доходы от сопутствующих услуг (бар, кухня, бильярд, игровые автоматы, продажа аксессуаров и прочее) достигают уровня поступлений от самой игры. Кроме того, у боулинг-бизнеса минимальные затраты на реализацию и низкие операционные расходы, а материальные активы сохраняют свою стоимость в течение 20 лет. Спрос в этой сфере такой, что, как говорят специалисты, клубы «улетают» мгновенно.
На что «клюет» клиент
Покупатели готового бизнеса, как правило, «клюют» на очевидные преимущества такого приобретения. Во-первых, не надо искать помещение и оборудование. Во-вторых, как правило, в активе имеется обученный персонал, отлаженные методы и технологии работы. В-третьих, договоры с поставщиками уже действуют и с ними налажены связи. В-четвертых, есть наработанная клиентская база и некий поток доходов. И наконец, нет проблем с документацией: зарегистрированная торговая марка, лицензии, патенты, разрешения и сертификаты лежат в портфеле с документами.
Однако не все так просто. Из потенциального покупателя можно вскоре превратиться в продавца. Консультант компании, работающей на рынке готового бизнеса, рассказал «НИ» такой случай: «К нам обратились два друга, владельцы авторемонтного центра, заработавшие довольно большие деньги на поставках импортных запчастей. Они мечтали об открытии собственного ресторана. Мы предложили им два варианта: за 280 и 400 тыс. долларов. Оба ресторана были расположены в хорошем месте, но требовали ребрендинга и переработки концепции. Однако сделка не состоялась. Как выяснилось, друзья купили заведение значительно дешевле, но его стадия развития мало чем отличалась от нулевой. В следующий раз мечтатели о ресторане пришли к нам через год, но уже в качестве продавцов. Погнавшись за кажущейся дешевизной, они в итоге вынуждены были инвестировать в свое новое дело более миллиона долларов. А результат получился неудовлетворительным – низкие финансовые показатели, неясные перспективы». И таких случаев, бизнесмены рассказывают, немало.
«Мертвые» проекты
Главная проблема этого рынка – его незрелость и отсутствие каких-либо этических бизнес-норм. Все без исключения продавцы стремятся завысить цену своего предложения, предоставляют покупателю ложную информацию либо чего-то не договаривают. В результате есть немалый риск приобрести «мертвый проект». Поэтому к подобного рода покупкам специалисты советуют тщательно подготовиться. Даже если сфера деятельности предприятия хорошо знакома, помощью юристов и консультантов лучше не пренебрегать. Если нет «своих», можно обратиться в специальные компании, которые профессионально занимаются оценкой рисков подобных инвестиционных проектов. Им, разумеется, нужно платить, но эти траты не сопоставимы с возможными потерями в случае, если покупка окажется поспешной.
Купив готовый бизнес, начинающий предприниматель может потерпеть фиаско в нескольких случаях. Нередко бывает, что бренд предприятия (особенно в сфере обслуживания – кафе, салона красоты, ночного клуба) построен на личности основателя, к которому привязаны клиенты, персонал и партнеры. Тогда смена хозяина неизбежно повлечет за собой потерю этих активов. Опасно покупать бизнес с долгами – никакая выверка не даст точного представления об их подлинной величине. Наконец, предприятие может просто находиться на заключительной стадии своего жизненного цикла, а он есть практически у всех. Поэтому грамотные покупатели без серьезного маркетингового исследования не обходятся.
Если принципиальное решение уже принято, главное теперь не прогадать в цене. Как правило, стоимость компаний, акции которых не котируются на бирже, оценивается в сумму чистой прибыли за 7–8 лет. Если за предприятие платят наличными, то покупатель вправе потребовать скидку, иногда достигающую 50%. Однако эта схема действует в типовых ситуациях, а у каждой сделки свои особенности. Если с бизнесом приобретается неплохой бренд, хорошая клиентская база, испытанная и открытая к модернизации технология, каждый этот фактор требует отдельной платы.