Posted 2 октября 2006, 20:00
Published 2 октября 2006, 20:00
Modified 8 марта, 08:56
Updated 8 марта, 08:56
На открытии фестиваля Моро появилась в белой тунике, выглядела на свой почтенный возраст, говорила по-английски, ехидно прошлась по французской культурной политике и излучала легкое безумие. На закрытии – резко помолодела, блистала элегантностью в черном платье и белых перчатках. Никто не сомневался, что председательнице-феминистке придется по вкусу картина иранского курда Бахмана Жобади, где речь идет об угнетенных женщинах, одну из которых мужской музыкальный ансамбль пытается нелегально провезти через границу с Ираком. Да и мужчины ждали разрешения на эту поездку целых 35 лет. Фильм, полный трагизма, юмора, поэзии и жгучих проблем современности, был явным лидером фестиваля, и победить ему не помешало даже то, что Жобади уже получал «Золотую раковину» в Сан-Себастьяне всего два года назад.
На сей раз, однако, ему обломилась только половинка золотой ракушки. Вторую жюри присудило аккуратному, но не выдающемуся французскому фильму «Мой сын и я» – дебюту режиссера Мартиала Фугерона, посвященному сложным отношениям немолодой матери с сыном-подростком. Мать играет Натали Бай, и она заслужила приз за лучшую женскую роль, но главная награда фильму выглядела явным перебором. Видимо, Жанна Моро в пику своей давней сопернице Катрин Денев (бывшей недавно президентом жюри в Венеции, где Франция тоже не осталась без наград) решила еще сильнее пролоббировать французское кино, выбив ему хоть половину, но главного приза.
Откровенный лоббизм этим не ограничился. Член жюри Сара Драйвер даже привезла своего друга Джима Джармуша, чтобы поддержать получившую два приза (за режиссуру и за сценарий) драматическую комедию о нравах шоу-бизнеса «В бреду» Тома ДиЧилло (когда-то он начинал оператором у Джармуша и продолжает с ним дружить). Специальный приз жюри достался аргентинской «Дороге на Сан-Диего» Карлоса Сорина. А Хуан Диего признан лучшим актером за роль в испанском фильме «Оставь меня»: он сыграл отца взрослого сына, с которым у него проблемные отношения, так что картину можно было бы назвать «Мой отец и я».
Не то чтобы это плохие фильмы. Просто были другие, не хуже, вообще оставшиеся не замеченными жюри. Среди них два костюмно-исторических – самурайская сага «Хана» японца Кора-еды Хироказу и «Копируя Бетховена» Агнешки Холланд – несколько коммерческая, но вполне кондиционная попытка экранизации последних лет жизни композитора. Впрочем, особо переживать по поводу распределения призов вряд ли кто-то будет, кроме авторов не награжденных фильмов. Давно повелось, что фестиваль в Сан-Себастьяне приносит больше всего впечатлений не своей конкурсной программой, а так называемыми параллельными. Особенно хороши были в этом году ретроспективы Эрнста Любича и Барбета Шредера. Чествовали знаменитостей и звезд – Мэтта Диллона, Макса фон Сюдова, Оливера Стоуна и 97-летнего Мануэля де Оливейру, показавшего фильм «Красавица навсегда» – сиквел «Дневной красавицы» Бунюэля.
Ларс фон Триер, конечно, сам не приехал, но впервые за пределами Дании показали его новую картину «Хозяин всего сущего». Это комедия о нравах бизнеса с киноманскими приколами: в одной из сцен герои сидят в кинозале, и мы слышим стихи Арсения Тарковского из «Зеркала». Второй раз русская речь «прозвучала» в титрах фильма Любича «Розита», видимо, добытого из Госфильмофонда. Современного российского кино в Сан-Себастьяне по-прежнему нет, и это остается одной из загадок некогда столь расположенного к нам фестиваля.