Нынешнее лето выдалось одним из худших за многие годы. Слишком часто тот или иной день начинался с отчаянных звонков от наших коллег на местах, сообщавших о новых инцидентах, в результате которых работники гуманитарных служб ООН попадали в засаду, были похищены или убиты при исполнении служебных обязанностей.
Но трагедия на этом не заканчивается. Бесконечные бандитские нападения потенциально ставят под угрозу саму надежду, которую безоружные сотрудники гуманитарной помощи несут для миллионов отчаявшихся, бедствующих семей в Дарфуре (Судан), Шри-Ланке, Афганистане и в других регионах мира.
В прошлом месяце 17 гуманитарных работников из организации «Действие против голода» были зверски казнены в городе Муттур на северо-востоке Шри-Ланки. Мы ожидаем результатов расследования, проводимого ланкийским правительством при участии международных экспертов, и требуем привлечения к ответственности виновных в совершении этого преступления. Кроме того, в августе на Шри-Ланке были убиты еще два работника гуманитарных служб: итого 19 смертельных случаев за один лишь месяц.
А в Дарфуре две недели назад погиб сотрудник Международного комитета спасения. Таким образом уже 13 представителей ООН стали жертвами конфликта в этом суданском регионе, хотя еще в мае было подписано соглашение о мире между противоборствующими сторонами. В том же Дарфуре за последние два месяца похищены или разбиты более 25 автомобилей гуманитарных служб. В общей сложности число инцидентов, связанных с насилием, возросло здесь за первые семь месяцев 2006 года (по сравнению с тем же периодом в прошлом году) больше, чем на 100%, что ставит под угрозу судьбу самой крупной гуманитарной операции в мире.
А вот в Афганистане с начала этого года убиты уже 27 сотрудников гуманитарной помощи в добавление к 31 погибшему в прошлом году. В Сенегале в начале сентября женщина-спасатель погибла в результате того, что автомашина, в которой она находилась, подорвалась на противопехотной мине. Если к этим случаям добавить множество других инцидентов за прошлые три года, в результате которых гуманитарные сотрудники были убиты, похищены или подверглись нападениям на Северном Кавказе, в Ираке, Сомали, Бурунди, Демократической Республике Конго, то трагическая ситуация, складывающаяся в результате совершения всех этих преступлений, предстает в самом мрачном виде.
Причем жертвами такого положения в первую очередь становятся люди, сами стремящиеся смягчить последствия жестокого отношения человека к человеку.
Нападения на сотрудников гуманитарных служб происходят на фоне ухудшающихся условий безопасности и безнаказанности преступников. В каждом из этих случаев международные спасатели, вооруженные лишь своими принципами, расплачивались собственными жизнями за поддержку идеалов гуманности, нейтралитета и беспристрастности, которыми руководствуется гуманитарное движение.
Согласно Женевским конвенциям, гражданским лицам, оказавшимся вовлеченными в вооруженный конфликт, и сотрудникам гуманитарных организаций, стремящимся оказать им помощь, полагается международная защита. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1502 и Римский статут Международного уголовного суда 1998 года подтвердили, что преднамеренное нападение на сотрудника гуманитарных служб может квалифицироваться как военное преступление. Это касается всех стран – членов ООН.
Однако когда жизнь сотрудников гуманитарных операций оказывается под угрозой, учреждения, занимающиеся оказанием помощи, нередко решают, что у них нет иного выбора, как приостановить или свернуть свою работу или же сократить ее объем.
В результате перекрываются жизненно важные каналы оказания помощи миллионам людей. Одна человеческая смерть может таким образом повлечь за собой гибель тысяч других людей, которые не смогут получить жизненно необходимые им воду, продовольствие и медицинскую помощь. Нападение на сотрудника гуманитарной помощи подрывает фундаментальное право на получение помощи всеми мирными жителями, столкнувшимися с насилием или стихийными бедствиями. Такая помощь может быть оказана только в том случае, если гуманитарные сотрудники располагают возможностью безопасного, свободного и беспрепятственного доступа ко всем, кто оказался в беде. Ведь мы не можем оказывать помощь дистанционно, на расстоянии. Принцип гуманности, этот моральный краеугольный камень нашей работы, требует от нас находиться вблизи тех, кто оказался в беде, где бы они ни находились. Идет ли речь о наиболее опасных зонах конфликтов в Ливане или Сомали, или об эпицентрах природных катастроф, таких, какие сотрясают последнее время Южную Азию.
В настоящее время в Дарфуре по причине широкомасштабных боевых действий мы можем помочь примерно лишь половине нуждающихся. Другие 1,6 млн. представителей гражданского населения находятся вне нашей досягаемости. Во всяком случае добраться до них мы можем только с большим риском для нашей собственной безопасности.
Но что мы можем сделать для того, чтобы защитить наших коллег, в частности из числа местного персонала, и иметь возможность продолжать оказывать помощь для спасения жизни гражданского населения по всему миру?
Нам следует строго придерживаться незыблемой гуманитарной основы нашей деятельности, которая зиждется на непреложном принципе: гражданское население имеет право на беспристрастную помощь. Гуманитарная деятельность должна в равной мере распространяться на представителей всех национальностей, культур и вероисповеданий и основываться на этических нормах, которые разделяют все основные религии.
Необходимо, чтобы гуманитарная деятельность была нейтральной и беспристрастной – нейтральной по названию, по осуществляемым в ее рамках практическим действиям и по ее восприятию. У гуманитарных сотрудников нет железных гарантий безопасности. В конечном счете система безопасности должна выстраиваться с низового уровня. Нам следует продолжать укреплять доверительные отношения с представителями местных сообществ, демонстрируя словом и делом, что гуманитарная деятельность полностью отделена от политических и военных мотивов.
Чтобы завоевать доверие, необходимо время, скромность и искреннее сочувствие. Но без признания со стороны местных сообществ гуманитарные сотрудники будут все в большей и большей мере уязвимы, а их работа лишится такого неотъемлемого компонента, как этическая солидарность с теми, кто нуждается в их помощи. Но мы служим не отдельным государствам, религиям, вероисповеданиям или этносам, мы служим лишь принципу гуманизма. Подводя итог нынешнему «лету невзгод», надо подчеркнуть, что нам необходимо развивать такую гуманитарную деятельность, которая была бы направлена на благо всего человечества и осуществлялась бы от его имени.