Почему Шостакович не стал раскрученным брендом

25 сентября 2006, 13:17
Почему Шостакович не стал раскрученным брендом

Сегодня отмечается 100-летний юбилей со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, выдающегося композитора современности. Отличительные черты его стиля — интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность. Громадный объем, высочайший уровень творчества Шостаковича — это не только вклад в судьбу и историю отечественной музыки, но и вклад в развитие мировой культуры.

Юбилей композитора отмечает вся мировая музыкальная общественность. В Москве еще в начале сентября стартовал грандиозный фестиваль музыки Шостаковича. Сегодня на новой сцене Большого театра дадут «Леди Макбет Мценского уезда» — оперу, когда-то запрещенную лично Сталиным. А в Московской консерватории прозвучат Восьмая симфония и Первый скрипичный концерт Шостаковича. За дирижерский пульт встанет Мстислав Ростропович, который не выступал восемь лет.

И все-таки нельзя сказать, что творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича так же популярно в народе, как, например, Петра Ильича Чайковского. И тому есть простое объяснение. Сочинения Шостаковича плохо знают. В обыденном сознании он ассоциируется, в первую очередь, с Ленинградской симфонией и ленинградской блокадой, а человеку подсознательно свойственно отодвигать от себя болезненные воспоминания. Но ведь было время, когда «Песня о встречном» частенько звучала из всех репродукторов, и люди заряжались ее радостью и бодростью. А кто из начинающих пианистов не играл его «Романса» из кинофильма «Овод» (того, старого, с Симоновым и Стриженовым)? А когда вы смотрели «Гамлета» или «Короля Лира», у вас не пробегали мурашки от непонятного, почти осязаемого чувства беспокойства и надвигающейся беды? И пусть Шостакович не любил свою работу в кинематографе, но музыку к 36 фильмам он все же написал, а кино, как известно, у нас — «главное из искусств». Коллеги-кинематографисты об этом не вспомнили.

Имя Шостаковича невозможно представить брендом еще и в силу самой его личности — трагической, замкнутой, обращенной в глубь себя. Это все же символ, как и многие другие великие имена, с трудом поддающиеся коммерциализации. Прошло еще слишком мало времени, он еще очень близок.

#Общество #Новости
Подпишитесь