Posted 24 сентября 2006, 20:00
Published 24 сентября 2006, 20:00
Modified 8 марта, 08:59
Updated 8 марта, 08:59
Осенью прошлого года «Электрон» стал причиной самого крупного норвежско-российского конфликта со времени распада Советского Союза. Траулер вел рыбалку в международных водах возле Шпицбергена, о юридическом статусе которых спорят Норвегия, с одной стороны, и Россия плюс остальной мир – с другой. Шпицберген (согласно Парижскому трактату 1920 года) принадлежит Норвегии, но все страны, подписавшие это соглашение, имеют право неограниченной хозяйственной деятельности на его территории. Осло считает, что 200-мильная зона вокруг архипелага к договору не относится и там целиком распоряжается Норвегия. Другие страны, кроме Финляндии и Канады, с такой трактовкой договора не согласны.
Неясное правовое положение этого водного пространства привело к тому, что туда ежегодно слетаются, точнее, сплываются, траулеры со всего мира, ведя браконьерский лов без всяких ограничений. В результате страдают рыбные запасы всего Баренцева моря, в том числе и российские. История «Электрона» обострила проблему 200-мильной зоны, показав, что Норвегия и Россия – две страны, разделившие между собой Баренцево море, – обязаны как можно быстрее договориться во имя спасения «самого богатого рыбного садка планеты», как называют Баренцево море специалисты.
Норвежская береговая охрана задержала в 2005 году «Электрон» по подозрению в превышении установленных Норвегией квот и использовании запрещенного мелкоячеистого трала. На судно были высажены два рыбинспектора, а «Электрону» приказали идти в ближайший норвежский порт для досмотра. Вместо этого капитан траулера пустился в бегство в Мурманск с двумя норвежцами на борту.
«Я самостоятельно принял такое решение, моя компания не отдавала подобных указаний», – уверяет капитан «Электрона». Он выступает на суде как патриот, отстаивающий право России вести свободный промысел вокруг Шпицбергена, пренебрегая установленными Норвегией односторонними правилами. Однако сегодняшние действия «Электрона», как уверяют представители береговой охраны Норвегии, разбивают аргументы капитана. Рыбная мафия, по их мнению, лишь прикрывается высокими словами, чтобы беспрепятственно опустошать Арктику. «Мы задокументировали нелегальную перегрузку рыбы с «Электрона» в море на транспорты под флагами третьих стран, – заявил в интервью норвежской газете «Фискарен» («Рыбак») офицер береговой охраны Норвегии Стиг Флотт. – «Кроме того, зафиксировано, что «Электрон» превысил отпущенную ему квоту».
В 2004 году Норвегия и Россия заключили соглашение, согласно которому промысловикам двух стран запрещалось сдавать рыбу в море судам, плавающим под «удобными» флагами, от Монголии и Либерии до Белиза и Грузии. Именно такая схема «увода морепродуктов» от инспекции вот уже несколько лет применяется международной рыбной мафией с тех пор, как в норвежских и российских портах были усилены меры контроля за уловом. Норвежцы обнаружили, что «Электрон» сгружал рыбу на транспорты «Авиор» и «Регор», которые принадлежат одному владельцу и ходят под грузинским флагом. Обоим этим суднам Норвегия ранее запретила доступ в свои порты.
По утверждению норвежской береговой охраны «Электрон» – не единственный российский траулер, пополнявший трюмы «пиратских» транспортов. Таких поставщиков в этом осеннем сезоне – десятки. Львиная доля улова сдается в порты Испании и Португалии, государств, наименее охотно идущих на сотрудничество с Москвой и Осло.
Норвежский «Гринпис» утверждает, что центральная власть в России попустительствует браконьерам, используя их в качестве инструмента борьбы за воды вокруг Шпицбергена. «Русские проверяют, насколько Норвегия тверда в своих требованиях», – полемизирует «Гринпис» с министерством рыболовства Норвегии.
Однако глава рыбного ведомства Норвегии Хельга Педерсен не согласна с критикой в свой адрес. По ее мнению, Москва искренне стремится победить рыбную мафию, просто не все получается: «Мы бы хотели наказывать не отдельных русских капитанов, а пароходства, замеченные в нарушении законов, но в нашей власти лишь сообщать об обнаруженных злоупотреблениях российским партнерам. В некоторых областях борьбы за спасение рыбных ресурсов Севера сотрудничество продвигается успешно, в других – еле ползет». Что же касается простых норвежских рыбаков, то, как показывает опрос, проведенный газетой «Фискарен», 60% ее читателей не видят в действии (или скорее бездействии), российских властей злого умысла. 60 процентов опрошенных считают, что у Москвы просто не хватает ресурсов, чтобы справиться со своими браконьерами.
И все-таки он браконьер