По мнению Исаева, альтернативные (коммерческие) структуры возьмут за ту же работу всего 1,25%, что вроде бы позволит сэкономить порядка 4 млрд. руб. «пенсионных денег». Тут, правда, Исаев либо не знает, либо делает вид, что не знает простой вещи: эти 1,5% компенсируются государством и не имеют отношения к деньгам самих пенсионеров.
Кроме того, совершенно не ясно, на чем именно удастся сэкономить коммерческим структурам, если даже «Почта России», имеющая уникальную для страны инфраструктуру и доставляющая пенсии за 1,5%, работает себе в убыток. Да, в крупных городах Центрального округа реальные затраты на доставку гораздо ниже, чем в отдаленныох районах. Однако в среднем по стране на этой услуге «Почта России» теряет до 6% от объема доставляемых пенсий – за счет расходов на доставку в отдаленные и труднодоступные районы – ровно на эту сумму дотируя доставку пенсий за счет собственных средств. Какая коммерческая структура возьмется работать себе в убыток? Никакая. Коммерческая структура возьмется доставлять пенсии там, где это рентабельно, то есть в крупных городах. Кроме того, ни у одной – государственной ли, коммерческий ли – структуры в стране нет и не будет такой разветвленной сети отделений (у почты их 40 тыс.), которая обеспечивает доступ к услуге жителям всех без исключений населенных пунктов России. Таким образом, какие бы альтернативные доставщики ни пришли на рынок, они захотят – и смогут! – обслужить лишь обе столицы и несколько других крупных городов. «Почте России» же по-прежнему придется доставлять пенсии по всей стране, включая отдаленные и труднодоступные районы.
Есть и еще один важный момент. Сегодня государство действительно тратит на доставку пенсий 21 млрд. руб. в год. Однако эти деньги платятся государственному же предприятию, несущему государством же возложенную на него колоссальную социальную нагрузку: тарифная политика не только в области доставки пенсий, но и всех социально значимых услуг, предоставляемых почтой, жестко контролируется федеральным центром, так что предприятие работает либо себе в убыток, либо с нулевой рентабельностью, в то время как все то же государство требует модернизации почтового производства, повышения качества услуг и внедрения новых. Исаев же предлагает изъять из оборота почты 21 млрд. и выделить 17 млрд. коммерческим структурам, неподконтрольным государству. Примеров того, что делают дорвавшиеся до госкормушки коммерческие структуры, в России предостаточно. Нужен ли еще один?
То, что депутаты вновь заговорили о передаче этой функции в руки частным структурам в преддверии обнародования результатов проверки Счетной палаты, наводит на мысль о тщательно спланированной акции, целью которой является организация доступа частного бизнеса к средствам Пенсионного фонда. Даже при поверхностном рассмотрении эта инициатива выглядит коррупциногенной, и уж совершенно точно имеет характер неприкрытого лоббирования народными избранниками интересов частного капитала. Особенно же некрасивым в этой истории является то, что главным двигателем идеи передачи госсредств коммерческим структурам оказался не просто депутат, а депутат от «Единой России» – правящей партии, несущей особую ответственность за происходящее в стране.