По словам г-жи Сучковой, еще в августе результаты проверок точек продаж алкогольных напитков показали, что в каждом десятом магазине полностью отсутствовали вина, в каждом четвертом – водка и ликероводочные изделия, а в каждом третьем – шампанские и игристые вина. Зато сегодня, утверждает она, ситуация стала выправляться, причем произошло это «в основном за счет отечественных алкогольных изделий».
Председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты, Петр Каныгин убежден: победу праздновать еще рано. Он признает, что полки магазинов уже не огорчают потребителя пустотой, но импорт, по которому новые алкогольные порядки нанесли самый серьезный удар, сегодня «составляет лишь 10% от уровня прошлого года, и это не может не вызывать опасений». И дело тут не только в том, что хорошего вина по-прежнему мало. По его словам, виновниками кризиса названы три министра, которые отделались лишь выговорами, тогда как потери бизнеса из-за всей этой неразберихи составили миллиарды долларов. «Почти 50% оптовых организаций сегодня можно назвать банкротами, однако власть этого уже не видит. Для них кризис перешел в спокойную фазу, поэтому дальше чиновники ничего предпринимать не будут», – полагает г-н Каныгин.
Впрочем, разрушительные последствия алкогольного кризиса признает и г-жа Сучкова, отмечающая, что «цивилизованному бизнесу нанесен серьезный удар и серьезных денег недополучил столичный бюджет». Как рассказал министр правительства Москвы Михаил Вышегородцев, городским властям пришлось принимать меры по спасению отрасли. «В частности, мы решили вопрос уставного капитала предприятий, работающих в алкогольной сфере. Если раньше размер капитала должен был составлять 1 млн. руб., то сегодня мы снизили эту ставку до 300 тыс.», – подчеркнул чиновник. Также, по его словам, бизнесменам возвращены льготы при аренде нежилых помещений.
Главная же проблема в том, что новые порядки никак не сказались на российском варварском потреблении. «Мы за два дня проверили 70 магазинов и обнаружили, что в 37 точках продают водку семилетним детям, – рассказал Петр Каныгин. – И при этом эти торговцы живут припеваючи, хотя у нас законом предусмотрены достаточно жесткие наказания за продажу алкоголя несовершеннолетним». С качеством же спиртного вопреки рапортам чиновников Роспотребнадзора дела стали еще хуже. «Сегодня специальная акцизная марка, с которой ЕГАИС считывает информацию, не является пломбой, а наклеивается на боку бутылки. В результате пробка стеклотары остается незащищенной, и злоумышленники используют эту бутылку с маркой вторично, заливая внутрь все что угодно», – рассказал г-н Каныгин.
«Новые Известия» попросили специалистов оценить масштабы распространения паленого спиртного в столице, однако все они затруднились это сделать. «Вы поймите, что контрафакт связан не с наличием самой ЕГАИС, а с тем хаосом, который царил и царит сейчас на рынке в результате введения этой системы, – пояснил Михаил Вышегородцев. – Сама по себе идея была хорошая, только вот для Москвы из-за нее наступили тяжелые времена. Если раньше мы контролировали оптовые организации и могли гарантировать качество продукции, то теперь потребитель, покупающий даже очень дорогое ликероводочное изделие, не может быть в полной безопасности».