Репертуарные идеи редко ограничиваются одним театром. Как правило, они приходят в голову трем, четырем, а то и пяти головам одновременно. В начавшемся сезоне 2006/2007 самым популярным драматургом России может стать ирландец Мартин Макдонах. Только в Москве его пьесы готовят сразу четыре театра.
Первой постановкой Макдонаха в Москве станет премьера пьесы «Королева красоты» (другое ее название – «Красавица из Линэна») в Театре имени Вахтангова. Главные женские роли сыграют Юлия Рутберг и Алла Казанская. На постановку приглашен воронежский режиссер Михаил Бычков, уже второй раз обращающийся к лукавым притчам Макдонаха. Мир ирландских чудиков из позабытых цивилизацией мест и черный юмор драматургической интонации оказались именно той гремучей смесью, о которой, похоже, мечтал наш театр.
Еще одну пьесу – «Человек-подушка» – в МХТ репетирует Кирилл Серебренников. В Центре имени Мейерхольда молодой режиссер Ирина Керученко готовит «Калеку с острова Ишнамаан». А Константин Райкин решил включить в афишу «Сатирикона» аж два названия Мартина Макдонаха: «Королеву красоты» и «Сиротливый Запад».
Вторым по популярности западным драматургом в столице, видимо, будет Том Стоппард. Его ставит всего один московский театр – РАМТ, но зато сразу трилогию – «Берег Утопии», героями которой станут культовые фигуры отечественной истории: Герцен, Огарев, их жены. Монументальное полотно готовит Алексей Бородин, и в постановке занята практически вся труппа театра.
Et Cetera откроется премьерой специально написанной для этого театра пьесы Максима Курочкина «Подавлять и возбуждать». Герои пьесы – актеры. И, как говорит постановщик спектакля Александр Калягин, «эта пьеса о том, что за странная штука театр и какие странные люди в нем обитают». В «Мастерской Петра Фоменко» режиссер Евгений Каменькович репетирует инсценировку романа Михаила Шишкина «Венерин волос». А в «Современнике» готовят к выпуску перенесенную с весны постановку Кирилла Серебренникова «Антоний и Клеопатра. Версия». Драматург Олег Богаев порядком переосмыслил классический сюжет. Главные роли самых известных любовников мира играют Чулпан Хаматова и Сергей Шакуров.
Однако лучшие постановки прошлого сезона были связаны с классикой. В нынешнем театры продолжат держать на нее равнение. Невзирая на то, что большая сцена МХТ будет закрыта на ремонт до Нового года, театр не снижает темпов работы. Среди заявок на сезон – «Женщина с моря» Ибсена, «Нахлебник» Тургенева, «Распутник» Эрика-Эммануэля Шмита, «Примадонны» Кена Людвига, новая редакция «Женитьбы» Гоголя и еще целый ряд названий.
«Таганка» пригласила на постановку древнегреческой трагедии знаменитого японского режиссера Тадаши Сузуки (параллельно в Питере в отремонтированной Александринке свое прочтение «Эдипа-царя» покажет греческий постановщик Теодорос Терзопулос). А в театре Пушкина Алла Сигалова готовит к постановке «Мадам Бовари» по Гюставу Флоберу с молодой актрисой Александрой Урсуляк.
Афиши, анонсирующие премьеру «Короля Лира» в «Сатириконе», уже появились на улицах Москвы. Роль безумного короля сыграет Константин Райкин, уже выходивший на сцену принцем Гамлетом и Ричардом III. Спектакль ставит Юрий Бутусов, в прошлом сезоне выпустивший «Гамлета» в МХТ.
В питерском МДТ обещают уже зимой показать спектакль «Жизнь и судьба» по Василию Гроссману. Лев Додин уже несколько лет репетирует его со студентами своего курса. Правда, премьера должна состояться в Париже. А сразу после этого Додин приступит к репетициям пьесы Юджина О’Нила «Долгое путешествие в ночь».