Поправок в пресловутый закон об ОСАГО автовладельцы заждались. И одну из них Госдума приняла в первом чтении еще 16 июня: водители, которые ездят без аварий, должны получить возможность копить льготы по страховым платежам. При этом так называемый коэффициент «бонус-малус» (КБМ) депутаты вроде бы решили привязать к страховой истории водителя, а не автомобиля. На прошлой неделе думский кредитный комитет рекомендовал парламенту принять поправку во втором чтении, а спикер Борис Грызлов объявил во вторник, что вопрос будет рассмотрен 20 сентября.
Отметим, что после первого чтения была предложена фактически новая редакция этого законопроекта. Если в прежней версии речь шла об учете понижающих коэффициентов страховки для всех безаварийных водителей при смене автомобиля, то теперь комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам значительно сузил нормы применения этого коэффициента. Закон ограничивается только случаями, когда в полисе указано определенное количество водителей. Именно с этим и предлагает разобраться депутат Александр Коваль.
Свое предложение он мотивировал необходимостью проведения дополнительных консультаций по законопроекту с Минфином и администрацией президента. «У нас появилась необходимость доработать несколько моментов с юристами, – рассказал он «Новым Известиям». – Мы перенесли принятие закона на 4 октября с учетом того, что будущая неделя – это неделя работы в регионах. Главное – пересмотреть поправки, которые касаются юридических лиц».
«Есть важный момент – это автопарки с огромным количеством машин, – отметил депутат, – где учет ведется владельцем транспортных средств, скажем, неким ООО. Положительные и отрицательные баллы не могут ему начисляться, ведь за рулем каждой машины – конкретный водитель». Если попытаться применить КБМ так, как прописано в поправке, и по действующим тарифам, получится, что в крайне невыгодном положении окажутся не только юрлица, но и простые граждане, владеющие несколькими машинами. Дело в том, что, если они, попав аварию, получат деньги от страховщиков хотя бы по одному договору, то при продлении ОСАГО придется платить больше по всем договорам автогражданки, которые должны заключать эти владельцы на каждую из машин. Эту «чисто техническую проблему», объясняет депутат, можно решить, изменив порядок применения страховых тарифов и, прежде всего, самих правил ОСАГО. Г-н Коваль надеется, что это удастся сделать в течение 90 дней после принятия поправок.
В Минфине, как выяснили «НИ», о предстоящей консультации депутатов с юристами ведомства пока ничего не известно. А в Федеральной службе страхового надзора к бесконечным поправкам, нововведениям и согласованиям по поводу автогражданки относятся спокойно. Руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев прокомментировал «НИ» ситуацию так: «То, что в закон об ОСАГО постоянно вносят поправки, – это нормально. Нашему ОСАГО – три года, а мы уже стремимся к стандартам европейского обязательного страхования автогражданской ответственности. Поскольку переход на систему европротокола не за горами, то закон приходится менять и адаптировать. В Европе к этому шли тридцать лет, а у нас год идет за пятилетку».