Фаворита матча назвать трудно. С одной стороны, преимущество в личных встречах у Крамника. В классических шахматах чемпион мира по версиям «Брэйн Геймз» и «Эйнштейн Групп» (а если попроще – единственный человек, которому удалось победить в матче Гарри Каспарова) выиграл у чемпиона мира по версии Международной федерации шахмат (ФИДЕ) десять партий, проиграл пять и свел вничью двадцать четыре. С другой стороны, последние невероятные турнирные успехи Топалова позволили ему возглавить рейтинг-лист ФИДЕ с показателем 2813, превышающим рекордную отметку, установленную тем же Каспаровым.
Впрочем, очень многие специалисты считают, что слово «невероятные» в характеристике достижений болгарского гроссмейстера является ключевым. Вот уже несколько месяцев шахматный мир бурлит, обсуждая скандальные новости, касающиеся выступлений Топалова. Точно установлено, что целые серии ходов болгарина во многих важнейших партиях последнего времени повторяют оптимальный вариант, предлагаемый лучшими современными шахматными программами «Рыбка» и «Фриц». Но дальше этого факта предпочитающие считать болгарина жуликом персоны пойти не могут. Против презумпции невиновности не попрешь. С компьютером в руке Топалова нигде не ловили. Очевидно, конечно, что при современном развитии техники подсказывать можно куда более изощренными способами – например, условными сигналами через установленные на теле сенсоры, но и таковых на Веселине не находили. Правда, очевидцы говорят, что металлоискатель в зале аргентинского города Сан-Луис, где проводился выигранный Топаловым чемпионат мира, способен был распознать разве что гранатомет.
Не будем, впрочем, слишком сильно углубляться в рассуждения на эту животрепещущую тему. Читатель может набрать в любом интернет-поисковике два ключевых слова – «Топалов» и «читер» (это сленговое название жуликов, пользующихся подсказками компьютерных программ, происходит от английского слова cheat. – «НИ»), чтобы во всех подробностях ознакомиться с проблемой и комментариями заинтересованных лиц на эту тему. Ясно одно: в Элисте ни у Топалова, ни у Крамника не будет даже теоретической возможности получать помощь извне. Помимо высокочувствительных металлодетекторов на входе в зал, будет установлена дополнительная аппаратура, которая заблокирует все сигналы, то есть, иными словами, создаст электронный вакуум.
Ну а сам Топалов, надо полагать, посчитает делом чести доказать всему миру, что он играет по правилам. Крамник же вдохновлен тем, что находится в лучшей за последнее время спортивной форме: потратив несколько месяцев на лечение запущенной болезни, он здорово выступил на шахматной Олимпиаде в Турине и выиграл супертурнир в Дортмунде. Можно не сомневаться, что шахматные болельщики-эстеты получат от двенадцати предстоящих партий огромное удовольствие еще и потому, что Веселин и Владимир по стилю – антиподы, коими были в свое время Каспаров и Карпов. Стихия Топалова – это атака и постоянная заряженность на активные действия, Крамник же является приверженцем позиционной манеры игры. Так что предстоящий поединок имеет все шансы не просто вернуть миру единого чемпиона, но и возродить в нем былой интерес к шахматам.