Posted 20 сентября 2006, 20:00
Published 20 сентября 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:01
Updated 8 марта, 09:01
Официально сезон Дома музыки откроется 27 сентября концертом, посвященным 100-летию Шостаковича, но выступления музыкантов в его залах проходят с самого начала месяца. Иначе нельзя: Большой зал консерватории закрыт на ремонт, а прочие московские площадки, где звучит классическая музыка, можно пересчитать по пальцам. Для концерта, посвященного Светланову, нашли особый повод: этот концерт открыл музыкальный сезон Национального филармонического оркестра, которым руководит Владимир Спиваков.
НФОР всегда подчеркивает свою духовную связь с великим музыкантом и одним из лучших дирижеров ХХ столетия, ушедшим из жизни четыре года назад. Для этого существует немало оснований: Спиваков не раз выступал с Госоркестром под управлением Светланова как солист-скрипач, Светланов играл с этим оркестром на фестивале Спивакова в Кольмаре. Но дирижировать оркестром в этот вечер Спиваков не стал, передав свои полномочия литовцу Саулюсу Сондецкису. Музыкант поколения Светланова, один из ведущих дирижеров бывшего СССР сейчас оказался за границей, возглавляет Литовский камерный оркестр и изредка наведывается в Москву, предпочитая выступать в Петербурге, где руководит Оркестром Государственного Эрмитажа.
Атмосфера концерта была торжественной и чинной. Два экрана, висевшие на сцене, украшали одинаковые видеопортреты Светланова с дирижерской палочкой в руках, в зале сидела вдова, а ведущий перед началом представил зрителям музыкантов НФОР, работавших с великим дирижером. Программу концерта составили из любимых Светлановым произведений, включив в нее Первую симфонию Прокофьева, Сюиту для оркестра № 3 Чайковского и редко исполняемый Концерт для арфы с оркестром Глиэра. (Композиторы редко сочиняют что-нибудь серьезное для арфы, а концерт для этого инструмента с оркестром – настоящий раритет).
Слушателей как будто перенесли в добрые советские времена. Сондецкис держался за пультом просто и скромно, избегая яростных жестов, эффектных поз и демонстрации «инфернальной» энергетики, привычной для многих дирижеров. Он концентрировал внимание на мельчайших деталях музыки, не изменил привычного звучания НФОРа. А его интерпретации произведений напоминали о доброй старой классике, были простыми, гармоничными и одновременно уравновешенными. Чуть экзотичнее оказался Концерт для арфы оркестром. Длинноволосая и стройная арфистка Илона Нокелайнен, похожая на русалку, летала пальцами по струнам, завораживая потоком звуков, напоминающих о шуме волн и журчании горных ручьев.
В нынешнем сезоне зрители Дома музыки снова смогут увидеть Светланова за дирижерским пультом и услышать, как звучит ведомый им оркестр. Дело в том, что в театральном зале ММДМ пройдет цикл из четырех вечеров под названием «Евгений Светланов. Видеоантология», в котором собраны лучшие видеозаписи выступлений великого дирижера.