Posted 23 августа 2006,, 20:00

Published 23 августа 2006,, 20:00

Modified 26 декабря 2022,, 22:15

Updated 26 декабря 2022,, 22:15

Хасид в Смоленске больше, чем хасид

Хасид в Смоленске больше, чем хасид

23 августа 2006, 20:00
Приватизация пребывающего в аварийном состоянии здания, где раньше размещалась детская больница, может повлечь за собой появление в Смоленской области крупнейшего еврейского религиозно-культурного центра, а захолустные Любавичи сделать привлекательными для тысяч туристов. А все потому, что в этом поселке, вблизи границ

В мае 2003 года губернатор Виктор Маслов объявил, что в Смоленске скоро появится синагога. Еврейской общине предполагалось передать здание бывшей больницы для недоношенных детей, которое в 1999 году признали аварийным. Расположено оно в центре города, у крепостной стены. Со временем стали известны подробности договоренности между Виталием Масловым и главным раввином России Берл Лазаром. Выяснилось, что речь идет не просто о синагоге, а о религиозно-культурном центре, связанном со святыми для иудеев местами. В Руднянском районе есть поселок Любавичи, в котором зародился хасидизм, оригинальное религиозное учение и где похоронены третий и четвертый любавичские ребе – Менахем Мендел и Шмуэль Шнеерсон. Поклониться им и этой земле каждый день приезжают из-за рубежа набожные хасиды. Не считая двух могильных плит на сровнявшемся с землей кладбище, главная достопримечательность в поселке – «Двор Любавичских ребе», обшитый деревом дом, стоящий на месте, где в прежние времена располагалась синагога.

Никакого влияния на экономическое развитие Руднянского района караваны хасидов, впрочем, не оказывают. «Мы не раз предлагали им вместе взяться за восстановление кладбища, за строительство нормальной дороги, – говорит глава администрации района Юрий Ивашкин. – Обсуждался проект гостиницы и детского летнего лагеря, куда могли бы приезжать их дети. Но у меня сложилось впечатление, что хасидам это не надо». В свою очередь, главный раввин области Леви Мондшайн считает, что центр, куда могли бы приезжать гости, необходимо строить в Смоленске, а уже оттуда организовывать экскурсии в Любавичи. Что касается туристической инфраструктуры, заниматься ее созданием, по мнению г-на Мондшайна, должны власти.

Пару лет назад поговаривали, что крупная испанская финансовая группа готова вложить в создание комплекса в Любавичах 30 млн. долларов. Но потом и эти разговоры поутихли.

История получила неожиданный поворот весной 2005-го, когда смоленская администрация включила здание бывшей детской больницы в прогнозный план приватизации муниципального имущества. Обсуждение этого вопроса на сессиях горсовета проходило нервно, чему немало способствовали слухи о том, что продажа объекта принесет в бюджет не больше 3 млн. рублей. Специалисты независимой оценочной компании цифру уточнили, насчитав 5 млн. 139 тыс. рублей. Именно эта сумма должна была стать стартовой на аукционе, однако продать здание в прошлом году не удалось.

Успеха, причем неожиданного, администрация города смогла добиться этим летом. Федерация еврейских общин России, которая до этого отказалась от претензий на комплекс зданий, все-таки приняла участие в аукционе. Его условиями оговаривалось, что на месте бывшей больницы, пребывающей в аварийном состоянии, будет построен именно еврейский общинно-культурный центр. Несмотря на такую жесткую установку, в аукционе приняли участие еще три претендента, что сказалось на результатах аукциона. Федерация еврейских общин победила, и дорогой ценой: соревнование довело цену объекта до 15 миллионов.

Согласно решению комиссии городского совета по здравоохранению, две трети вырученной суммы будут использованы для завершения капитального ремонта детской поликлиники. Остальное также пойдет на нужды медицины. Однако главная прибыль ждет смолян впереди, когда после открытия хасидского центра во много раз возрастет поток паломников. И Любавичи, где сегодня ухожены лишь «Двор ребе» да два надгробья, станут оживленным туристическим центром.

ХАБАД И ЕГО ЦАДИКИ

Хасидизм (от слова «хасид» – благочестивый) – религиозное движение, возникшее в XVIII веке неа территории Польши, Литвы и России. Согласно учению хасидов, среди благочестивых евреев ведущую роль играют цадики (праведники), наделенные силой чудотворения и предвидения. Хасидизму присуще стремление вернуть к вере ассимилированных евреев. Особенно это характерно для любавичских хасидов, по названию местечка, где родился основатель династии ребе Шнеур-Залман (1746–1813). Его учение известно под названием Хабад – это аббревиатура от слов «хохма» (мудрость), «бина» (постижение) и «даат» (знание). В 1915 г. ребе Шалом-Дов-Бер Шнеерсон покидает Любавичи, спасаясь от немцев. Следующий лидер движения, ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, в 1927 г. был арестован за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрелу, который заменили ссылкой. Впоследствии власти СССР позволили ему уехать в США, и с тех пор центром любавичского хасидизма стал Нью-Йорк. В нашей стране Хабад возродился в 70-х годах, на волне движения «отказников» – тех, кто добивался разрешения на эмиграцию. Лидеры Хабада никогда не забывали о Любавичах, мечтая, что когда-нибудь появится возможность создать там историко-религиозный центр. В настоящее время главой движения Хабад-Любавич в нашей стране является главный раввин России Берл Лазар.