Posted 10 августа 2006, 20:00

Published 10 августа 2006, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Владимир Ресин

10 августа 2006, 20:00
Накануне профессионального праздника мы встретились с главным строителем Москвы – первым заместителем мэра в правительстве Москвы, руководителем комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимиром РЕСИНЫМ. Владимир Иосифович рассказал «Дому и квартире» о строительных перспективах столицы, и

– Владимир Иосифович, вы в строительстве уже более 40 лет. На ваш взгляд, сейчас престиж строительной профессии выше, чем раньше?

– Престиж строительных профессий в Москве сегодня высок как никогда, хотя причины этой популярности совсем другие, нежели раньше. В советское время быть строителем означало строить новую жизнь, светлое будущее. Да и время-то само по себе было другое: далекие города, безымянные поселки – романтика, когда ни о здоровье, ни об удобствах не думали. А сейчас вот смотрю на своего внука, он у меня окончил Университет информатики и учится на юриста в аспирантуре, и думаю: смог бы он начать так же трудовую жизнь, как я? Поехать в поселок, которого нет на карте, работать там горным мастером, потом – в Заполярье, на ударную комсомольскую стройку, в общежитие?.. И такая коварная мысль приходит в голову, что не поехал бы, как, впрочем, и большинство его сверстников. Наверное, в чем-то нынешняя молодежь лучше, даже наверняка лучше нас. Но ценности теперь иные. В цене практицизм и хорошее образование, что само по себе неплохо. Профессия строителя сегодня хоть и лишена романтического ореола, зато может обеспечить человека достойной и стабильной заработной платой. Так что конкурс в технические училища сегодня опять по 8–10 человек на место.

– Какая же строительная перспектива у столицы России? Что это будет за город, скажем, через 50 лет: остров офисных небоскребов и высоток из стекла и бетона, окруженный малоэтажными жилыми пригородами, или смешение архитектурных стилей и направлений, где вперемешку присутствуют и бизнес-центры, и жилые дома? Или Москва станет чем-то совершенно новым и самобытным в современном градостроительстве?

– Уверен, Москва была и останется самобытным городом, со своим уникальным градостроительным развитием. Наш город есть и будет разным: бережным по отношению к культурному наследию и одновременно открытым для всего нового, современного в архитектуре и строительстве. Другое дело, что оригинальным проектам и смелым экспериментам не место в историческом центре.

– Как будет расти столица – вширь или ввысь?

– Скажу так: Москва будет расти ввысь и вглубь. Расширение существующих границ столицы генпланом развития города до 2020 года не предусмотрено. Поэтому в условиях возрастающего дефицита свободных площадей высотное и подземное строительство – наиболее перспективные направления.

– Есть ли города, жилое пространство которых организовано, с вашей точки зрения, рационально и комфортно и опыт которых вы бы хотели использовать в Москве для решения транспортной, экологической и других проблем современного мегаполиса?

– Слепо копировать чужой опыт нельзя, у каждого города своя сложившаяся за века специфика. Для Москвы это радиально-кольцевая планировка улиц. Такой структуры нет в других городах, а значит, нет и стандартного решения. Тем не менее мы изучаем опыт наших коллег во многих крупных городах мира и некоторые их решения пробуем адаптировать для московских условий. Например, возможности решения транспортной проблемы берем у лондонцев, а у немецких коллег перенимаем опыт санации зданий без отселения жителей. Тесно сотрудничаем с американскими и японскими специалистами в области высотного домостроения.

– В последнее время в столицу зачастили архитекторы мировой величины. Есть ли какие-то конкретные проекты, к участию в которых будут привлекаться мэтры?

– То, что Москвой заинтересовались ведущие мировые архитекторы, уже само по себе много значит. Москва стала цивилизованным городом, предлагающим выгодные условия для работы и широкие возможности для творчества. Если говорить о конкретных именах, то наиболее значимый на сегодня проект с участием иностранного архитектора – башня «Россия», строительство которой ведется на территории ММДЦ «СИТИ». Ее автор – известный во всем мире Норман Фостер, построивший Millennium Bridge в Лондоне и крупнейший аэропорт мира в Пекине, новый Рейхстаг в Берлине и самый высокий дом Европы – задние Commerzbank во Франкфурте.

– Сегодня очевидно, что будущее за комплексной застройкой. Какие, на ваш взгляд, из нынешних проектов наиболее интересны и продуманы с точки зрения транспортной, социальной и развлекательной инфраструктуры, озеленения района?

– В последние годы в Москве действительно ведется комплексная застройка. Это предусмотрено и генпланом развития столицы до 2020 года. Такие районы, как Митино, Марьинский парк, Братеево, Южное и Северное Бутово, Кожухово и другие, спроектированы уже по новым стандартам. Обеспеченность объектами соцкультбыта и гаражами там намного выше, чем в тех районах, которые мы строили еще 10–15 лет назад. Из наиболее ярких примеров комплексной застройки я бы назвал район Куркино на севере столицы. Его застройка как раз сейчас заканчивается. Это экспериментальный жилой район, спроектированный и построенный с учетом самых современных требований. Жилые дома строятся по индивидуальным проектам, в основном монолитно-кирпичные, из экологически безопасных материалов. При застройке Куркино полностью сохранили уникальный природный ландшафт и провели еще дополнительное озеленение. Зелени и деревьев здесь в четыре раза больше нормы. Прибавьте к этому еще энерго- и теплосберегающие технологии и вы получите жилой район будущего.

– Во многих странах сегодня отказываются от панельного домостроения. Вытеснят ли монолитные дома «панель» у нас, или будет строиться и то, и другое, так как Москва большая, а спрос на московское жилье еще больше?

– В ближайшие годы в Москве будут возводиться и индустриальные, и монолитные дома. Индустриальные панельные дома, которые выпускают домостроительные комбинаты, необходимы городу для реализации социальных программ. Они экономичны, комфортны и строятся намного быстрее монолитных. Учитывая, что треть всего возводимого в городе жилья предназначена для социальных нужд, продукция ДСК будет востребована и в будущем. Кстати, за рубежом индустриальное домостроение распространено так же широко, как и в России.

– Для реализации в регионе национального проекта «Доступное и комфортное жилье» столичные власти запустили программу социальной ипотеки. Как она продвигается?

– Программа социальной ипотеки, действующая в столице с прошлого года, стала мощным подспорьем федеральному жилищному проекту. Главное преимущество социальной ипотеки в том, что жилье покупатель приобретает по себестоимости. Кроме того, предусмотрены льготные условия получения самого кредита в ипотечном агентстве: кредит предоставляется на достаточно большой период времени под невысокий процент. Нам уже удалось добиться существенного снижения размера первоначального взноса за жилье, приобретаемое по такой схеме. В перспективе – снижение процентной ставки по кредитам до 6–7% годовых. Доля социальной ипотеки и программы «Молодая семья» в общем объеме строительства по городскому заказу будет увеличиваться. В 2007 году на эти цели предполагается выделить порядка 300–350 тыс. кв. метров, в 2008-м – 350–450 тыс. кв. метров нового жилья. Дальше – больше.

Подпишитесь