Posted 9 августа 2006, 20:00
Published 9 августа 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:10
Updated 8 марта, 09:10
Как рассказал «НИ» начальник отделения информации и общественных связей УВД Ивановской области Владислав Радостин, «в сущности поощрение работника милиции за профессионально проведенное пресечение преступной деятельности – это обычная практика. Если сотрудник ловит матерого взяткодателя, то почему бы его не поощрить? Необычное здесь – пожалуй, пристальный интерес руководства УВД именно к проблеме взяточничества среди сотрудников ГИБДД. Показательно, что по уровню коррупции в нашей области ГИБДД находится отнюдь не на первом месте, заметно уступая, например, уголовному розыску, где частым нарушением является незаконный отказ от возбуждения уголовного дела, связанный с неверной юридической оценкой преступлений».
Награды для инспекторов, отказавшихся от взятки, могут стать подлинным бичом для щедрых водителей. В последнее время зафиксировано сразу несколько случаев, когда водитель, вместо привычного жеста «под козырек» довольного инспектора, увидел совсем иную перспективу – возбуждение уголовного дела по грозной 291-й статье УК. Так, 17 июля инспектор Южского района города Иванова нашел в себе силы не только отказаться от взятки, но и грамотно зафиксировать факт преступления. В итоге водителя ожидает суд, а инспектор получил премию в 800 руб.
Любопытно, что сумма предлагаемой взятки не имеет значения ни при начислении премии, ни при назначении наказания для нечестного водителя. «Мы уже сталкивались с утверждениями о том, что мы якобы высчитываем сумму вознаграждения, исходя из суммы взятки, – платим сотруднику ровно в два раза больше, чем ему предлагал нарушитель. Это нонсенс, – говорит г-н Радостин. – Если какой-нибудь «новый русский» предложит инспектору 10 тысяч долларов, заплатить премию в 20 тысяч мы не сможем при всем желании. И наоборот, даже если сумма предлагаемой взятки была совсем незначительна, вознаграждение может оказаться намного больше. Не так давно инспектор задержал превысившего скорость водителя из Ярославской области. Тот предложил ему 50 рублей. В результате мы наградили своего сотрудника премией в 400 рублей. А нарушитель тоже получил «вознаграждение», причем уголовное: один год условно».
Имеется и прецедент более серьезного наказания: водитель, предлагавший взятку инспектору ДПС Верхнеландеховского района, с учетом своих прежних прегрешений получил ни много ни мало год колонии-поселения.
Однако задержать правонарушителя не так-то просто: требуется безукоризненное знание процедуры по заведению уголовного дела, отчего многие сотрудники, привыкшие решать все дела полюбовно, попросту отвыкли. «Финансовое поощрение борьбы со взяточничеством – действенный метод, – заверил «НИ» г-н Радостин. – Но еще более эффективными являются правильная воспитательная работа и профессиональный подбор кадров в милиции. А с этим пока, увы, плохо. И все равно результаты заметны: в этом году нарушений среди работников ГИБДД зафиксировано намного меньше, чем в прошлом».
«Это очень хороший опыт, и его было бы полезно перенести на другие области России, – говорит «НИ» пресс-секретарь губернатора Ивановской области Андрей Парнов. – А пристальное внимание властей к проблеме нельзя рассматривать только как укор гаишникам: в излюбленный метод решения проблем взятку превратили не только инспектора ДПС, но и сами автомобилисты». По его словам, подобные дела «непременно нужно доводить до суда: во-первых, чтобы взяточник был наказан, во-вторых, сотруднику ведь нужно как-то доказать, что ему предлагали взятку. Что касается финансовой заинтересованности работников службы, то, думаю, она не играет существенной роли: инспектору легче насобирать по 50 рублей с нескольких нарушителей, чем получить 1000 руб. за правильно оформленное уголовное дело».