Раньше постельные принадлежности в поездах дальнего следования проводницы раздавали за 50–60 рублей. Теперь эта сумма включена в цену билетов. Пассажиры купе и СВ больше не смогут сэкономить на простынях, если используют личные, домашние или отсыпаются по-простому – на голом матрасе. «Мы решили пойти на такие меры по просьбам самих пассажиров, – пояснили «НИ» в пресс-службе ОАО «Российские железные дороги». – Им просто было неудобно расплачиваться наличностью. На многих рейсах белье стоит 56, 67 рублей – нередко возникает проблема с мелочью. Кроме того, проводники зачастую берут с пассажиров на 5–10 рублей больше, а разницу кладут в карман. Контролировать их мы просто не можем. Сами пассажиры от постельного белья практически никогда не отказываются. Наши санитарные нормы запрещают натягивать на подушки наволочки, принесенные из дома».
Впрочем, по мнению юристов из общества защиты прав потребителей, санитарные нормы не являются основанием для того, чтобы навязывать клиентам РЖД услуги. «Получается, что пассажиров лишают права выбора – брать постельные принадлежности или нет, – пояснил «НИ» председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. – А если человек вообще не собирается спать? Ведь, например, поезда Москва – Петербург едут всего 6–7 часов. Это время можно провести и без сна. Но дело даже не в конкретных случаях. Нам важно, чтобы соблюдался закон. Поэтому мы готовим иск по этому вопросу».
В своей победе представители «Общественного контроля» не сомневаются, ведь в конце минувшей недели им удалось выиграть другой суд против РЖД – по поводу турникетов, которые установлены на конечных станциях прибытия электричек. «Разбирательство шло с апреля прошлого года, – рассказал г-н Аншаков. – За это время нам удалось доказать, что турникеты, установленные на выходе из платформ, нарушают конституционное право человека на свободу передвижения. Пассажир должен сохранять билет до конца поездки, однако формально пассажиром называется только тот, кто едет в общественном транспорте. То есть после выхода из вагона обязанность хранить билет с вас снимается. Между тем по правилам РЖД человек, оказавшийся без проездного документа на станции, должен был покупать «билет на выход», за немалую по нашим временам сумму – 50 рублей. Фактически это навязывание услуги клиентам».
По словам Михаила Аншакова, в их общество постоянно жаловались люди, вынужденные дважды платить за проезд. Многие теряли билет при выходе из вагона. Кроме того, сам билет напечатан на очень тонкой бумаге. Он легко мнется, промокает, после чего электронная система не считывает с него информацию. А доказать дежурному у турникета свою правоту практически невозможно. В итоге федеральный судья Елена Сеничкина сочла претензии обоснованными по всем пунктам. «Руководство РЖД обязали прекратить взимать плату за проезд, известить своих клиентов о новых правилах через СМИ и щиты у касс пригородных поездов, – говорит г-н Аншаков. – Более того, если у вас на руках сохранились так называемые билеты за вход, вы можете обратиться в суд и получить свои деньги назад. Доказывать ничего не нужно, достаточно просто сослаться на юридический факт».
Впрочем, РЖД не спешит расставаться с турникетами, которые обошлись компании в миллионы долларов и ежегодно приносят более 25% от суммарной прибыли. «В ближайшие несколько дней мы планируем оспорить решение Мещанского суда, – заявили «НИ» в пресс-службе РЖД. – Наши юристы попытаются доказать, что установка турникетов – вынужденная мера. Это единственный способ бороться с «зайцами» и контролировать пассажиропоток».
В то, что турникеты исчезнут с российских перронов, до конца не верят и сами представители «Общественного контроля» «Два года назад прокуратура выиграла аналогичный суд, турникеты решено было отменить, – пояснил «НИ» Михаил Аншаков. – Однако в течение нескольких месяцев предписание суда не исполнялось. Прокуратура обещала даже завести уголовное дело по этому факту. Но дело как-то замяли. Видимо, чиновники нашли способ между собой договориться». Не исключено, что руководство РЖД найдет лазейку и на этот раз.
На российских железных дорогах сохраняется атмосфера прошлого века