Между тем против внедрения западных стандартов выступает ряд ректоров ведущих вузов, в том числе МГУ. Недовольны предстоящей реформой и многие студенты: они убеждены, что Болонская система ударит по их карману.
Свое название – «Болонский процесс» получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования. С 2003 года основные принципы принятой конвенции начали вводиться в России. До недавних пор этот процесс шел умеренными темпами. Но теперь чиновники решили напомнить вузам о европейской программе. «Что касается «Болонского процесса», то мы взяли на себя обязательство, что к 2010 году Россия завершит мероприятия, связанные с этой реформой», – заявил субботу замминистра образования и науки Владимир Фридлянов. А в воскресенье его поддержал Андрей Фурсенко, который напомнил, что «Болонский процесс» – один из важнейших проектов, направленных на развитие образования в мире и осуществить его необходимо в ближайшие четыре года.
Упоминание о «Болонском процессе» вызвало очередную волну дискуссий среди работников сферы образования, на этот раз еще более ожесточенную, поскольку 2010 год уже не за горами. За реформу выступают в основном те вузы, в которых на правах эксперимента некоторые пункты «Болонского процесса» уже действуют. «Главный плюс европейских стандартов – в их рациональности, – рассказал «НИ» заместитель начальника управления обеспечения международных связей Высшей школы экономики Борис Железов. – Количество вводных, общих предметов сокращается, зато основной упор делается на профессиональные навыки. Прозрачны и строго регламентированы параметры контроля качества образования. Студентов оценивают по мировым критериям, а сами учащиеся дают характеристики на своих педагогов и тем самым напрямую влияют на профессорский состав».
За внедрение программы, к примеру, не раз высказывался и декан факультета экономики МГУ Василий Колесов: «Двухступенчатая система лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности», – отмечал он. Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.
Только плюсы в проекте видят и сотрудники Российского университета дружбы народов. «Болонскую систему можно сравнить с правилами дорожного движения, – поделился с «НИ» проректор РУДН Александр Ефремов. – Во всей Европе они одинаковы, что позволяет спокойно перемещаться из страны в страну. Общие правила образования способствуют мобильности студентов. Начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру в Англии, Франции или Италии».
«Не хотим готовить лаборантов для Запада»
Впрочем, оппонентов у Болонской системы тоже хватает. В том же МГУ не спешат распространять европейскую систему, внедренную на экономическом факультете, на остальные специальности. Против введения Болонской системы в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий. По его мнению, приняв западный стиль образования, Россия начнет «готовить лаборантов для Запада», не более того. «Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила «НИ» пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Например, крайне трудно будет реализовать на российской почве ту же схему бакалавриат–магистратура. На бакалавра учатся 3–4 года. А в России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов».
По словам Евгении Зайцевой, не стыкуются с нашей системой образования и так называемые кредитные часы, когда студента, например, из Италии принимают в университет во Франции, учитывая часы, уже прослушанные им в аудиториях вуза на родине. Российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы «дома», то у нас, как известно, учитываются только академические часы, отбытые в аудитории.
Не устраивает экспертов и тот факт, что количество вводных (для общего развития) предметов в программе бакалавриата гораздо меньше, чем в программе специалиста. Таким образом, разрыв между школой и вузами еще более возрастает. По ряду общеобразовательных предметов могут образоваться существенные пробелы. В Италии, скажем, откуда родом Болонская система, между школами и вузом есть еще одна промежуточная ступень – колледжи, не окончив которые невозможно поступить в институты. «Нечто подобное придется вводить и в России, – заявил «НИ» председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. – Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами у нас очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, буферные классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей».
«Это скрытый переход к платному образованию»
Кроме того, получив диплом бакалавра, продолжить образование в магистратуре смогут далеко не все студенты. Чтобы взойти на вторую ступень европейской системы, понадобится не только определенный багаж знаний, но и запас денег – как считают эксперты, бесплатных магистратур в России не будет.
«По сути, применение у нас Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию, – рассказал «Новым Известиям» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько – вопрос пока не решенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тыс. евро в год. А ведь
Россия стремится именно к европейским стандартам».
Общий курс обучения составит около 7 лет, 3–4 из которых студенту, вероятно, придется оплачивать из своего кармана. Если, конечно, это не сделает организация, для которой готовится специалист. Такая практика взаимоотношений работодателей с потенциальными кадрами, увы, редка в России. Ставку на сотрудничество с работодателями делают в основном негосударственные вузы, поэтому можно предположить, что именно в «частном секторе» «Болонский процесс» пойдет полным ходом.
«Реформы в негосударственный вузах проходят быстрее и безболезненнее, чем в государственных, – сказал «НИ» исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов России Валентин Гуров. – Частные вузы не такие консервативные и не такие неповоротливые, так что можно экспериментировать. Уже определен список вузов, которые в первую очередь проведут реорганизацию учебного процесса, а на их примере мы будем решать, как проводить реформу дальше». Такая реорганизация, впрочем, не может не отразиться на стоимости обучения. Внедрение европейской системы образования повысит престиж вуза, а значит, повысит и ежегодную плату за право учиться по-западному.
«Нельзя чесать все вузы под одну гребенку»
Российские студенты уже подсчитывают деньги в кармане и строят пессимистичные прогнозы о том, что нововведение ударит именно по ним. «Пока в двухступенчатой системе образования я вижу лишь неудобство, – сказала «НИ» студентка МГУ Анастасия Макарова. – Когда мы отучились три года и стали бакалаврами, нам выдали на руки документы и отправили в приемную комиссию магистратуры. Причем при поступлении у нас не было никаких привилегий, экзамены мы сдавали на общих основаниях с иногородними и «переводниками» с других факультетов. Так что прошли далеко не все, и продолжать обучение моей группе пришлось совсем в другом составе». «Среди достоинств Болонской системы называют возможность продолжать обучение за рубежом, объездить сразу несколько стран в рамках одной образовательной программы, – говорит студент МГИМО Роман Дмитриев. – При этом никто не собирается оплачивать студентам дорогу и питание в чужой стране. Да, существуют специальные скидки и льготы, но и с ними сумма путешествия оказывается непосильной для обычного студента. Средняя стоимость программы обмена – 15–20 тыс. долларов». В принципе студенты могли бы взять на эти цели банковский кредит, но он далеко не всем по карману (подробности на стр.3).
Ситуация осложняется еще и тем, что до сих пор не ясно, каким образом будет массово вводиться Болонская система. «Во время административной реформы, когда были ликвидированы все правительственные комиссии, мы лишились и комиссии, которая вела дискуссию с европейскими коллегами в рамках «Болонского процесса», – пояснил «НИ» Сергей Комков. – Сегодня единого органа, который бы контролировал интеграцию европейской системы в российскую, просто не существует, как не существует и единой позиции по этому вопросу. А потому каждый вуз решает для себя, как будет выглядеть новая система образования».
По мнению г-на Комкова, если чиновники планируют форсированными темпами провести реформу, им придется выбирать – либо оказывать давление на вузы, как это сейчас происходит с ЕГЭ, либо проводить реформу выборочно. «Главное, чтобы процесс внедрения системы не шел насильно, – убежден г-н Бунимович. – Нельзя чесать все вузы под одну гребенку. Слабым институтам система пойдет на пользу. Что касается ведущих образовательных центров страны, им должна быть предоставлена свобода выбора – присоединяться к «Болонскому процессу» или нет».
К БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЕ ПОВСЮДУ ОТНОСЯТСЯ НЕОДНОЗНАЧНО В Германии реформа высшего образования началась с бурных споров: вводить такие новые для немцев квалификации, как бакалавр и магистр, или не вводить, передает собственный корреспондент «НИ» из Берлина Сергей Золовкин. В стране, где особенно сильна система специализированных технических университетов, опасались за престиж «немецкого диплома инженера». Ведь в том же техническом образовании, как полагает, к примеру, профессор Райнер Шакмар из университета прикладных наук города Шмалькальдена, жизненно важна монопрограммность. В то время как болонская схема даже в таком непростом случае предусматривает этапы «бакалавр – магистр». Неслучайно ведь на одной из конференций, посвященной дальнейшему продвижению «Болонского процесса» и проходившей именно в Германии, ректор МГТУ имени Баумана подчеркнул, что «системы подготовки инженеров в ФРГ и России имеют много общего. И для нас, и для вас комплексность инженерного образования – важнейшая вещь, которую нельзя разрывать». В качестве выхода было предложено считать базовое высшее техническое образование равным магистратуре. Во Франции некоторые специалисты в области образования высказывали опасения, что болонская система на практике может привести к профанации высшего образования. Студентам, которые путешествуют по европейским вузам, будет достаточно набрать так называемые кредитные часы по самым разрозненным дисциплинам, чтобы получить диплом о высшем образовании неизвестно какой специальности. Координатор международного форума по проблемам реформы образования Кароль Сигман заявляет, что в деградации вузовской системы заинтересованы работодатели, у которых выпускники с болонскими дипломами не посмеют требовать высоких зарплат. Кроме того, многие европейские элитные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и другие) отказались участвовать в «Болонском процессе». В консервативной Великобритании система получила наиболее холодный прием. Начислять студентам кредитные часы за пройденные курсы здесь стали лишь некоторые вузы. Андрей СУСАРОВ |
ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ «БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА» 1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата ( 3–4 года обучения) и магистратуры (1–2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены. 2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов. Чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы. 3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам. 4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы. 5. Содействие изучению общеевропейских проблем |