Posted 10 июля 2006, 20:00

Published 10 июля 2006, 20:00

Modified 8 марта, 09:06

Updated 8 марта, 09:06

Золотая провокация

10 июля 2006, 20:00
Сюжет
Футбол
В воскресенье вечером в Берлине потрясающим по драматичности и непредсказуемости финалом завершился чемпионат мира по футболу. Решающий матч между сборными Франции и Италии стал настоящей кульминацией в целом достаточно спокойного и ровного с эмоциональной точки зрения турнира. И взорвал обстановку не кто иной, как Зин

Безусловно, чемпионат мира-2006 будут вспоминать в первую очередь по финальному матчу. Как правило, решающие игры на таких турнирах получаются скучными, тяжелыми для болельщицкого и журналистского глаза, но в данном случае все вышло иначе. На зрелищность финала поработали все – и футболисты, и арбитры. Скажем, главный судья Орасио Элисондо из Аргентины уже в дебюте, на 7-й минуте, решился назначить пенальти в ворота одной из команд, чем в немалой степени способствовал обострению ситуации на поле. Причем пострадали как раз итальянцы, большие мастера, как сейчас модно говорить, «сушить» игру. Но, пропустив быстрый гол, они были вынуждены изменить своей любимой выжидательной тактике, и на «Олимпиаштадионе» пошел достаточно открытый, агрессивный футбол.

Пенальти, назначенный за фол Марко Матерацци против Флорана Малуда и блестяще реализованный Зиданом, вызвал массу кривотолков. Многие посчитали его ошибочным – мол, итальянец успел убрать ногу, и француз «рисовал» нарушение. Возможно. Хотя даже повтор не дает четкий ответ на этот вопрос. Но с позиции футбольной логики судья, думается, был прав. Во-первых, он действительно своим решением лишил команды соблазна сыграть в закрытый футбол. А во-вторых, сборная Италии отчасти сама спровоцировала его, начав матч в излишне грубом стиле: сначала Фабио Каннаваро выбил дух из Тьерри Анри и тут же Джанлука Дзамбротта проверил на прочность кости Патрика Виейра. Впрочем, потом Элисондо вполне лояльно относился к итальянцам. А на авансцену тем временем вышел Матерацци – уже на 19-й минуте защитник реабилитировался за пенальти и сравнял счет, подключившись к атаке во время подачи углового.

В принципе, главными действующими лицами финального спектакля оказались именно Матерацци, Зидан и Элисондо. Хотя до 110-й минуты матча вне конкуренции все же был великий француз. Зизу играл, может, не так ярко, как с бразильцами, но очень хорошо, а его команда, начиная со второго тайма, безраздельно владела преимуществом. Казалось, Зидан уверенно ведет Францию к Кубку мира, и никакие пенальти ей с ним не страшны. А как он пробил головой по воротам Джанлуиджи Буффона еще в овертайме! Чудом и, конечно, благодаря отменной реакции голкипер парировал удар самой знаменитой лысины мирового футбола. И вдруг этой же самой лысиной он бьет в грудь Матерацци, который падает, как подкошенный, а его партнеры набрасываются на судью с требованием наказать главного претендента на титул лучшего игрока чемпионата мира. Некоторое время Элисондо пребывал в замешательстве, он не видел момент, поэтому провел консультацию с помощниками. Буффон метался по полю, апеллируя к судьям и настаивая на изгнании Зидана. И рефери взял на себя смелость показать французу красную карточку. Матерацци поднялся с газона – он сделал свое дело, вывел самого опасного соперника из равновесия и из игры, что было очень нужно его команде.

Итальянец Франческо Тотти прибрал к рукам Кубок мира.
Фото: AP. JASPER JUINEN

Как оценить поступок Зидана? Наверное, тут двух мнений быть не может. Конечно же, он подвел партнеров, сборную, безусловным лидером которой являлся. Говорят, что таким авторитетом среди игроков не пользовался даже главный тренер Раймон Доменек. Мастер столь высокого класса и колоссального опыта, видимо, обязан был сдержать эмоции и не отвечать на слова или даже действия известного футбольного хулигана Матерацци, за которым, в том числе на родине, давно закрепилась дурная слава. Но в то же время нельзя назвать нормальным такое положение вещей, сложившееся в современном футболе, когда зачинщик конфликта в большинстве случаев несет гораздо меньшее наказание, чем «ответчик», а порой не несет его вовсе. Судьи, по правилам ФИФА, не обязаны разбираться в том, кто кому и что сказал на поле. Да и ФИФА зачастую оставляет такие эпизоды без внимания. Наверное, поэтому сейчас – и чемпионат мира это лишний раз доказал – развелось так много провокаторов и прочих симулянтов, а на принципы «фэйр плей», особенно когда дело касается значимых матчей, многие звезды откровенно плюют.

Любопытно, что, несмотря на, без сомнения, неблаговидный поступок Зидана, едва ли не все болельщики, кроме, естественно, поклонников сборной Италии, встали на сторону француза. Уж сочувствовало ему точно абсолютное большинство. На том же «Олимпиаштадионе» после ухода Зизу каждое касание мяча итальянскими футболистами встречалось явно неодобрительным свистом. Не такой финал карьеры истинного кудесника мяча ждали люди. С его исчезновением в подтрибунном помещении берлинского стадиона как-то осиротела, сникла и сборная Франции. В этом состоянии победить соперника по пенальти было практически нереально. Ну разве что упавшее знамя подхватил бы Фабьен Бартез. Но вратарь не выручил, да и итальянцы оказались слишком безупречны в искусстве пробития одиннадцатиметровых.

Когда уходил Зидан, показалось, что французам не видать Кубка мира, а самому игроку – «Золотого мяча». Но лучшим футболистом журналисты, аккредитованные на мундиале, назвали все-таки его. Зидан получил 2012 голосов и опередил Каннаваро, у которого набралось 1977 сторонников. Что ж, по отношению к капитану «трехцветных» это справедливо.

Подпишитесь