Posted 2 июля 2006, 20:00
Published 2 июля 2006, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:09
Updated 8 марта 2024, 09:09
Страна-председатель не может самостоятельно определять политику ЕС, но в ее силах акцентировать внимание на отдельных вопросах, уже запланированных к обсуждению. И Хельсинки, по-видимому, воспользуется этим правом в полной мере для решения собственных «восточных» задач. За полгода финского председательства пройдет обычный саммит ЕС – Россия, но помимо этого в Финляндии, вероятно, состоится еще одна встреча ЕС – Россия на высшем уровне «без галстуков». Премьер-министр Матти Ванханен и президент Тарья Халонен пригласили президента России Владимира Путина приехать на неформальную встречу глав государств и правительств стран – членов Евросоюза, которая пройдет в октябре в городе Лахти.
Это второй полугодовой срок Финляндии у руля ЕС. Первое председательство Суоми в ЕС было семь лет назад и также проходило под знаком России. Финляндия тогда внедрила в европейский обиход понятие «Северное измерение», под которое планировалось создать отдельную программу сотрудничества Объединенной Европы с Москвой. Прежде всего в Хельсинки надеялись устранить «южный» перевес ЕС, появившийся благодаря успешному лоббированию собственных национальных интересов Францией, Италией и Испанией. Благодаря усилиям этих государств Брюссель разработал «Средиземноморскую программу» со значительным собственным бюджетом, нацеленную на развитие отношений со странами, расположенными на южных берегах Средиземного моря.
Финские усилия семилетней давности к появлению подобного «русского» плана не привели. Хотя документ о взаимоотношениях ЕС с Россией существует, но он ничем не отличается от других подобных программ – от «украинской» до «индийской». Не удалось добиться главного: выделения Евросоюзом отдельного финансирования под «Северное измерение».
Теперь Хельсинки надеется наполнить «Северное измерение» более весомым содержанием. Шансы на это появились из-за растущих потребностей ЕС в российских энергоносителях и, как следствие этого, в необходимости сближения Запада и Востока. При этом в Хельсинки считают, что «новогодний» подъем «Газпромом» тарифов на газ для Украины был вполне рыночным ходом и потому не следует обвинять Москву в газовом шантаже ради достижения политических целей.
«У нас накоплен положительный опыт отношений с Россией, в том числе и в области энергетики, – заявил в связи с началом финского председательства в ЕС министр иностранных дел Суоми Эркки Туомиойа. – Мы никогда не испытывали затруднений с поставками и поддерживаем открытую, прозрачную ценовую политику и рыночные цены». На саммите ЕС – Россия и неформальной встрече в Лахти Финляндия попытается ослабить «антирусскую коалицию» в Евросоюзе, состоящую из государств Балтии и Восточной Европы. Именно этот блок, участники которого, по словам российского постпреда в ЕС Владимира Чижова, «страдают фантомными болями со старых времен», пытается развернуть европейский корабль в сторону от «Северного измерения».
Антироссийская риторика Польши и стран Балтии объясняется и сугубо прагматическими соображениями: они опасаются потерять доходы от транзита через свою территорию российского газа, если будет проложен газопровод из России в Германию по дну Балтики. Финляндия, напротив, в этом проекте заинтересована, поскольку ее компании принимают в нем самое активное участие.
Трудно сказать, удастся ли финнам вновь подружить Запад с Востоком. Как заявил в интервью финскому общественному радио вице-председатель комиссии шведского парламента по делам Евросоюза Карл Гамильтон, 10 действующих и будущих членов ЕС из числа государств Восточной Европы столь скептически относятся к России, что Финляндии будет «крайне проблематично» преодолеть их давление за полгода своего председательства.