В первую очередь недовольство Запада вызывает нежелание иранского руководства в кратчайшие сроки ответить на предложения, переданные Тегерану верховным представителем ЕС по внешней политике Хавьером Соланой еще 6 июня этого года. По словам президента страны Ахмадинежада, в Иране созданы экспертные комиссии, которые изучат предложения международных посредников, после чего Тегеран сформулирует свою позицию по данному вопросу и даст ответ не позднее 22 августа. Однако, по мнению западных дипломатов, иранская сторона специально тянет время, поэтому Брюссель требует, чтобы ответ на предложения «европейской тройки», Китая и России был дан до начала петербургского саммита, который начнется 15 июля. А во вторник масла в огонь подлил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, заявивший в прямом эфире местного телевидения о том, что «переговоры с Западом являются пустой тратой времени и иранский народ в них не нуждается».
Реакция на это заявление оказалась довольно нервной – глава британского МИД Маргарет Беккет потребовала от Ирана отказаться от обогащения урана и максимально быстро ответить на предложения международного сообщества. Официальный представитель Белого дома Тони Сноу в свою очередь заявил, что США «ждут ответа не от духовных лиц, а от секретаря высшего совета национальной безопасности Исламской Республики Али Лариджани. А в случае если иранцы в очередной раз отвергнут предложенный посредниками компромисс и продолжат обогащение урана на своей территории, американцы грозят не только ужесточить санкции, действующие против Тегерана, но и «наказать государства, продолжающие сотрудничать с Ираном».
Между тем вчера пресс-секретарь Хавьера Соланы сообщила «НИ», что встреча ее шефа с г-ном Лариджани, планировавшаяся как раз сегодня, откладывается. В пресс-службе главного европейского дипломата отказались комментировать причины этого, но дали понять, что Тегеран «опять тянет время».
Президент Путин в свою очередь, выступавший во вторник перед российскими послами, заявил о том, что «Россия не намерена присоединяться к ультиматумам», и вновь призвал искать решение иранской проблемы за столом переговоров.
Вторым по важности вопросом, внесенным в повестку дня сегодняшней встречи, станет возобновившееся вооруженное противостояние между палестинцами и Израилем. Вчера утром израильские войска начали армейскую операцию в секторе Газа, цель которой – освобождение двух заложников, захваченных накануне палестинскими боевиками (см. «НИ» от 28.06.06). Главы МИД «большой восьмерки» намерены выработать рекомендации, которые позволили бы конфликтующим сторонам возобновить политический диалог.
Илан БЕРМАН, вице-президент Американского совета по внешней политике, советник ЦРУ и конгресса США: – Надо отдавать себе отчет, что цель Ирана не просто создать какое-либо одно ядерное устройство. Он стремится наладить именно производство ядерного оружия. То есть не только продемонстрировать миру, что он располагает какими-то возможностями, а действительно эти возможности обрести. Иран стремится к обладанию полным производственно-технологическим циклом с возможностью наращивания своей ядерной мощи. Перекрытие «черных каналов» для обретения оборудования такого цикла особенно важно, и является одной из важнейших задач программы нераспространения оружия массового уничтожения, в которой, кстати, США тесно сотрудничают с Россией. Однако позиция Москвы в ее стремлении развивать сотрудничество с Тегераном просто удивляет. Невооруженным взглядом видны признаки потенциальных неприятностей, грозящих России в ближайшем будущем. Еще в ноябре 2005 года влиятельная лондонская «Санди телеграф» сообщала, что «пасдаран» – элитные части иранской армии – начали тайную подготовку чеченских сепаратистов. Иран вполне в состоянии использовать такого рода методы в качестве «черной метки» для российской власти, если почувствует угрозу сближения позиций Москвы и Запада. Не следует забывать и о возможностях Тегерана на Кавказе в целом, в Каспийском регионе и Таджикистане. Беседовал Сергей ЛОПАТНИКОВ, Вашингтон |