Posted 27 июня 2006, 20:00
Published 27 июня 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:11
Updated 8 марта, 09:11
Для Калининграда проблема стала настолько острой, что вчера губернатор края Георгий Боос заявил «НИ», что берет ее под личный контроль. Однако, по мнению экологов, чисто административные меры не способны решить вопрос импорта отходов.
В начале текущей недели наконец решилась судьба печально известной калининградским таможенникам партии отработанных автомобильных шин. «Два года назад покрышки привезли из соседней Литвы, – рассказала «НИ» пресс-секретарь Неманской таможни Оксана Федорова. – На пункте пропуска выяснилось, что документы, по которым автомобильный хлам прошел литовскую таможню, поддельные. Решено было отправить шины на экспертизу. Через 3 дня вердикт был готов – резина не пригодна к употреблению и содержит опасные токсические вещества. Это не товар, как было указано в документах, это отходы».
В результате разбирательства выяснилось, что фирмой-отправителем выступила частная литовская организация, зарегистрированная в литовском поселке Вильке. А получателем оказалась оффшорная российская компания. Просуществовала она недолго – меньше месяца. Отыскать ее и призвать к ответственности компетентные органы так и не смогли. В течение последующих двух лет Россия пыталась вернуть опасный груз в Литву. Однако несколько серий судов и переговоры с прибалтами ни к чему не привели. На днях 61 тонну опасных токсичных отходов решено было утилизировать за счет российской казны.
Если бы не поддельные документы, на которые обратили внимание таможенники, вполне возможно, использованные покрышки благополучно доехали бы до ближайшей помойки. Ущерб природе при этом был бы нанесен колоссальный. «Если такие шины просто бросить в ближайший овраг, то водой будут вымываться токсические вещества и попадать в водозабор и в атмосферу», – утверждает руководитель союза «За химическую безопасность» Лев Федоров.
Согласно Базельской конвенции «О контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов», токсичные и другие опасные вещества запрещено перемещать через границу. Однако на деле контроль осуществляется далеко не всегда. В большинстве случаев качество ввозимой продукции таможенников не интересует. «Мы проверяем цену товара, его сертификат и страну происхождения, потому что это влияет на стоимость товара. Маловероятно, что наши сотрудники будут смотреть срок годности, это не входит в их обязанности», – пояснили «НИ» в пресс-службе Федеральной таможенной службы. Как удалось выяснить «НИ», контроль над безопасностью технических отходов должен осуществлять «Ростехнадзор». Однако в пресс-службе этой организации так и не сказали, какие именно меры принимаются для того, чтобы обезопасить страну от токсичного мусора .
«Коррупция, плохой экологический надзор и большая территория», – перечисляет причины мусорного «импорта» Владимир Сливяк. К подобному мнению пришел и Лев Федоров, комментируя ситуацию с литовскими покрышкам. «Литва и не обязана принимать назад покрышки. Вы думаете, Россия допустила бы такое? Отвечать должно конкретное литовское лицо. При этом нужно посадить и конкретное российское лицо, которое допустило», – с сожалением констатирует эколог.
По данным эксперта Комитета по экологии Госдумы Игоря Никулина, только 50% ввозимых в страну шин пригодны для использования, все остальное – промышленные отходы. «В ЕС по официальной статистике из Германии 30% токсичных отходов вывозится за рубеж, – убежден г-н Яблоков. – Это куда? На восток – в Россию, Белоруссию и на Украину».
Между тем случай с литовскими покрышками далеко не единственный. Совсем недавно один предприниматель пытался морем доставить в Калининград из Бельгии свиной навоз под видом удобрений. После вмешательства российских правоохранительных органов судно с грузом полгода простояло на рейде, после чего было отослано в порт приписки. «Еще пример. Несколько месяцев назад австрийцы выиграли конкурс на строительство дороги в Ленинградской области, – рассказал «НИ» президент Центра экологической политики Алексей Яблоков. – Они обещали привезти все свое вплоть до подушки под асфальт. А когда привезли, выяснилось, что хотели в тело дороги захоронить опасные токсичные материалы. Тогда спецслужбы поймали их, и контракт был расторгнут, но это единичный случай, когда поймали».
Экологи убеждены, что схема провоза токсичных отходов через границы России под видом товара отработана давно и редко дает сбои. По мнению заместителя руководителя всероссийской группы «Экозащита!» Владимира Сливяка, просроченные удобрения, лакокрасочные материалы и отработанные покрышки довольно часто попадают на территорию России. Несколько раз в год многотонные токсичные грузы ввозятся в страну. И это только то, о чем знают экологи. «Ситуация более чем распространенная. У крупной зарубежной компании после окончания строительства осталось много неиспользованной лакокрасочной продукции, – пояснил «НИ» Владимир Сливяк. – Посмотрели, а срок годности закончился, и они не имеют права ее использовать и не могут продать. А за утилизацию надо платить серьезные деньги. Тогда компания договаривается со знакомыми коммерсантами, которые оформляют отходы как нормальный товар. Если груз проходит таможню, его выбрасывают на ближайшей свалке, где он покоится годами, отравляя окружающую среду». По словам Владимира Сливяка, хитрость заключается в том, что мусорные грузы в Россию доставляют, как правило, солидные фирмы, которые занимаются транспортировкой вполне годных товаров. Но подозрительный груз регистрируется на компанию-однодневку, чтобы при первоначальной проверке подозрение не пало на компанию с хорошей репутацией.
Основной поток несанкционированных мусорных потоков идет из стран Евросоюза, прежде всего пограничных с Россией Польши и Литвы. «Расчет у недобросовестных европейских предпринимателей простой. Если токсичные вещества утилизировать по всем правилам у себя на родине, то за каждую тонну отходов придется заплатить около 1000 долларов. А вывоз в Россию просроченной и токсичной продукции под видом нормального товара обойдется в 20–30, максимум 50 долларов. Это таможенные пошлины. Разница очевидна».
Как предсказывает координатор программы по эффективному использованию ресурсов «Гринпис России» Игорь Бабанин, в ближайшее время количество мусора, поступающего в Россию, будет только нарастать из-за ужесточения европейских экологических законов. «Кроме того, не так давно в ЕС вошли Латвия, Эстония и Финляндия. Границы России с Евросоюзом удлинились, а значит, и мусорные потоки будут расти, – убежден эксперт Госдумы Игорь Никулин. – В зону риска попадут Псковская, Ленинградская, Мурманская области и Карелия».
КСТАТИ В начале текущего года мусорный скандал разгорелся в самом Евросоюзе. Чешские власти официально обращались к немецкому канцлеру Ангеле Меркель, чтобы остановить массовый поток нелегального мусора из Германии. Виновными в скоплении 15 тонн отходов в Чехии власти считают немецких предпринимателей. Фирмы оформляют документы на вторсырье, к которому затем примешивают запрещенный мусор. После обращения министра охраны окружающей среды Чехии Либора Амброзека его немецкий коллега пообещал вывезти весь германский мусор назад в ФРГ. |