Ахиллесова пята

21 июня 2006, 00:00
Вчера на заседании «круглого стола» «Законодательное обеспечение противодействия коррупции» в Госдуме глава Счетной палаты РФ предложил сделать обязательным декларирование доходов и имущества высших государственных чиновников. По оценкам экспертов, если такая норма будет принята и исполнена, «лишние» деньги могут обнар

Сергей Степашин предложил во вторник целый набор антикоррупционных инструментов. Во-первых, по его словам, необходимо законодательно ввести конфискацию имущества, полученного в результате совершения коррупционных действий. Во-вторых, на рассмотрение Госдумы следует выносить только те законопроекты, которые прошли экспертизу на предмет антикоррупционных норм. В-третьих, нелишним будет создание в Госдуме комиссии по взаимодействию со Счетной палатой РФ (подобная комиссия уже действует в Совете Федерации). Кроме того, СП предлагает разработать поправки в законодательство, обеспечивающие финансовую независимость органов финансового контроля, в том числе и самой палаты.

Но все же наиболее радикальной и революционной для России мерой стало предложение заставить чиновников группы А, то есть тех, кто относится к высшему эшелону власти, декларировать свои доходы и имущество. По мнению экспертов, реализовать такую норму на практике будет довольно проблематично. Как рассказал «НИ» председатель межрегиональной общественной организации Общественный антикоррупционный комитет (ОАК) Антон Беляков, уровень коррупции среди высших чиновников вполне может превышать 50-процентный рубеж. А это значит, что предложенные нововведения весьма нежелательны, по меньшей мере, для каждого второго весьма ответственного должностного лица государства.

«Здесь все зависит от политической воли руководства. Думаю, сейчас эта воля все же присутствует», – отметил г-н Беляков, выразив надежду на то, что проблема чиновничьих взяток будет решена хотя бы частично. К тому же, напомнил специалист, к этому нас обязывает не чья-то добрая воля, а принятые Россией международные обязательства. «Мы ведь уже ратифицировали Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией, и не только ее. Так там раскрытие доходов чиновников предусмотрено. Поэтому нам в любом случае придется постепенно привести свое законодательство в согласие с международными стандартами», заявил он. Г-н Беляков рассказал, что на сайте ООН висит такой лозунг: «Коррупцию победить невозможно, ее можно только уменьшить!» На полный и безусловный успех этого дела в России специалист тем более не рассчитывает. По его словам, задача сейчас – «сломать конвейер и привести коррупцию к единичным сделкам».

Председатель комитета Госдумы России по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников высказал в разговоре с корреспондентом «НИ» схожие оценки. «Коррупция – это как простудное заболевание. Если его не лечить, оно может перерасти во что-то более серьезное. Но уничтожить ее окончательно невозможно. Сколько будут существовать люди, столько будут существовать и болезни», – полагает депутат. Что же касается предложенных нововведений, то, уверен г-н Крашенинников, «надо декларировать и доходы, и имущество». «Из имущества – все то, что подлежит регистрации. Например, золото-бриллианты декларировать сложно. Но все остальное – недвижимость, автомобили – вполне реально». По его мнению, если чиновник «забыл» о принадлежащем ему «Мерседесе» или оформил его на другое лицо, – «это уже повод для отставки».

#Экономика #Новости #Чиновники
Подпишитесь