Михаил Златковский рисует такое, что хочется немедленно сделать ему трепанацию черепа и заглянуть внутрь, чтобы посмотреть, как все это там возникает…
Но не стоит делать художнику трепанацию – достаточно заглянуть в глаза; ну, может быть, еще кинуть взгляд в родословную, в которой, как на заказ, и сосланный в Сибирь мятежный польский шляхтич, и расстрелянный в сталинские годы катакомбный священник...
Златковский – очень раздраженный и даже, можно сказать, злой художник, но если поскрести это раздражение и эту злобу, под ними обнаружится слой печали. А под печалью – сильная и очень личная любовь к стране, той самой, «где не любят Гуттенберга и находят вкус в говне» (Н.А. Некрасов).
К Родине, говоря высоким штилем.
Ее, Родину, можно описать по-разному («касаясь трех великих океанов»… «отечество наше свободное»…), но можно и так, как это сделал Некрасов. И как делает Златковский. С печалью и раздражением.
Ибо более всего мы раздражаемся на тех, кого любим.
Поэтому не записывайте автора этих рисунков в русофобы. Вглядитесь: его вовсе не забавляет окружающее уродство – просто оптика его печального глаза позволяет ему видеть это уродство яснее и ярче, чем видим его мы. Просто мы придышались этим рабским воздухом, а он все пытается отхаркаться…
Всмотритесь в эти картинки: ей-богу, в них больше портретного сходства с реальной Россией, чем в картинке из программы «Время». Карикатура Златковского – жесткая до безжалостности, смешная до перехвата дыхания – вполне годится как учебник по нашей новейшей истории и вечной ментальности.
Заглянем в него, пока не пришло время экзамена.