Posted 13 июня 2006, 20:00
Published 13 июня 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:16
Updated 8 марта, 09:16
Исследование проводилось с мая по сентябрь 2005-го. Наблюдатели на пятнадцати станциях подземки следили, кого и как часто останавливают сотрудники МВД. Оказалось, из 33 тыс. пассажиров милиционеры остановили 1,5 тыс. человек. Из общего числа людей, ехавших на метро, только 4,6 процента были выходцами из республик Кавказа и Средней Азии, однако их «тормозили» в 21,8 раза чаще, чем остальных.
Правозащитники уверены, что такой метод вовсе не дает гарантии безопасности. Исполнительный директор программы «Правовая инициатива» института «Открытого общества» Джеймс Голдстон напомнил ситуацию на таможне в США. В 90-е годы американские таможенники больше обращали внимание на людей латиноамериканского происхождения, пытаясь выявить наркодилеров. Когда таможенники отказались от этнического подхода, находить перевозчиков наркотиков они стали в три раза чаще. О неэффективности этнических подходов говорили и российские эксперты. Как рассказала «НИ» руководитель организации «Юристы за конституционные права и свободы» Анита Соболева, преступления, совершенные мигрантами, – это всего 5 процентов от общего числа нарушений. И поэтому искать преступников только среди мигрантов бесполезно. Во время исследования выяснилось, что только 3 процента людей, остановленных милицией, реально совершили правонарушения, причем все они сводились к отсутствию надлежащих документов. При этом от сотрудников МВД ни одного официального штрафа или какого-либо официального действия так и не последовало.
Правозащитники предлагают разрешить во время проверок предъявлять любой документ, где не указана прописка человека, например, водительские права, что снизит значимость регистрации. Кроме того, при каждой проверке документов обязать милиционера выписывать протокол.
Вообще стражи порядка из «подземного» УВД снискали репутацию корыстных людей. По словам оперативников Департамента собственной безопасности МВД, многие сотрудники этого подразделения занимаются вымогательством у подвыпивших людей или приезжих без регистрации, а заодно взаимовыгодно «сотрудничают» с торговцами и попрошайками. В августе 2004 года даже появилось заявление главы ГУВД Москвы Владимира Пронина, в котором он объяснял причины произвола тяжелыми условиями под землей. «С учетом низкой зарплаты несение службы в обстановке с пониженным содержанием кислорода, высоким уровнем шума, постоянного напряжения, вызванного необходимостью выявления преступного элемента в пассажиропотоке, почти в два раза превышающем пропускную способность метро, – все это привело к тому, что некомплект сотрудников составляет около 40 процентов!» – говорилось в заявлении.
«Никакие запреты не могут лишить милиционера возможности проверять документы, – заявил «НИ» один из рядовых сотрудников ГУВД Москвы. – Например, любой милиционер может сказать, что проверяемый очень похож на фоторобот разыскиваемого преступника. Как показывает практика, большинство ориентировок содержат настолько невнятные приметы, что под них можно примерять любого. Мало кто из гостей столицы захочет ехать для проверки в отделение и терять там несколько часов. Поэтому такие вопросы всегда будут решаться «неформально».