Posted 6 июня 2006, 20:00
Published 6 июня 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:04
Updated 8 марта, 09:04
Обычно на подготовку мероприятий такого масштаба требуется несколько лет. Организаторам удалось за полгода собрать всех участников и арендовать Колонный зал дома союзов, куда уже давно не ступала нога меломана. Опровергая слухи о невероятной сумме аренды, администрация Колонного зала объявила, что проведение каждого концерта обходится в 500 тыс. рублей. Сложнее всего было утрясти график приезда дирижеров. Зубин Мета, открывший фестиваль, вместе с Израильским филармоническим оркестром, заявил журналистам на брифинге, что переговоры о приезде отняли гораздо больше времени, чем концерт. Чудо, совершенное организаторами, объясняется тем, что фестиваль находится под патронатом президента России.
Новый музыкальный форум отличают все признаки статусного мероприятия. Слушатели, попавшие на концерты, оказались в роскошном зале, похожем на старинные дворцы (Колонный зал, как известно, был Залом дворянских собраний) и вели себя чинно, как на дипломатическом приеме. Для льготников (студентов творческих вузов, членов Союза композиторов и т.д.) выделили бесплатные входные билеты. Исполнение музыки было столь же безупречным, как интерьер зала. Самый молодой участник фестиваля – Симфонический оркестр Тосканини, родившийся в 2001 году, играл ничуть не хуже, чем за день до него Израильский филармонический, созданный 70 лет назад. Сравнивать можно было только состав и принципы их формирования. В Израильском оркестре работают немало наших соотечественников, а в оркестре Тосканини сделали ставку на молодых виртуозов разных национальностей. Однако национальные и возрастные отличия никак не сказались на качестве и гармоничности звучания.
По части регалий и занимаемых постов оба дирижера не уступают друг другу. Мета одновременно возглавляет несколько оркестров (и занимает пост пожизненного руководителя Израильского филармонического), тринадцать лет руководит фестивалем «Флорентийский музыкальный май», кроме того, он долго был музыкальным директором Баварской оперы и Мюнхенского оперного фестиваля, с которыми вскоре расстанется. А его коллега Лорин Маазель, помимо оркестра Тосканини, возглавляет Нью-Йоркский филармонический. В общем, решить, кто из дирижеров лучше управляет оркестром – Зубин Мета, который размахивал дирижерской палочкой, будто воин мечом и вел за собой оркестр с воодушевлением полководца, штурмующего неприступную крепость, или чуть более сдержанный Маазель – мог разве что кто-нибудь из их коллег. Но на концерты любого из них стоило бы отправлять студентов дирижерского факультета, как на мастер-класс – учиться классической манере исполнения.
Оба мэтра включили в свои программы произведения русских композиторов. Маазель сыграл «Шехеразаду» Римского-Корсакова, а Мета выбрал для биса прокофьевскую «Смерть Тибальда» из «Ромео и Джульетты», наполнив музыку резкими контрастами и трагической атмосферой. Стремительно родившийся фестиваль, судя по всему, рожден для успеха и, вероятно, будет ежегодным.