Posted 6 июня 2006, 20:00
Published 6 июня 2006, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:03
Updated 8 марта 2024, 09:03
Напомним, что в понедельник официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что «зимой, когда газ будет затребован и на Украине, и в Европе, могут быть, как это уже случалось, проблемы с тем, чтобы обеспечить и потребности внутреннего рынка Украины, и выполнить те контракты на транзит, которые существуют у Украины с «Газпромом». По его словам, после сложностей начала года был подписан контракт, в котором транзит отделен от поставки и входит в прямые обязательства украинской стороны. Это вроде бы должно предотвратить возможные эксцессы на украинском участке трубы и обеспечить бесперебойное снабжение европейских стран.
Однако, как считают российские специалисты, объективных факторов, способных помешать этим эксцессам, на горизонте почти не наблюдается. По словам эксперта Института энергетики и финансов Марии Беловой, России застраховаться от «несанкционированного отбора» чрезвычайно сложно. «Доказать факт воровства в принципе элементарно, – сообщила она «НИ», – а вот что делать дальше – неясно. Можно, конечно, подать в суд, но этот вопрос быстро не решится. Единственная надежда – на договор к Энергетической хартии, который представители России и Украины изучали совместно. Но гарантий, что он будет исполняться, тоже нет».
Между тем на заявление «Газпрома» на Украине отреагировали вполне оперативно. Правительство поручило «Нафтогазу» привлечь еще один кредит для того, чтобы заполнить подземные газохранилища. Дефицит топлива, по данным украинских властей, оценивается в 16,5 млрд. кубометров. Поэтому, если приобретать его по 90 долларов за 1 тыс. кубометров, дополнительно понадобится около 1,5 млрд. долларов. Между тем кредиторская задолженность «Нафтогаза» уже составляет почти столько же. Кроме того, компания должна 605 млн. долл. за поставленный в январе – апреле газ «Росукрэнерго» и 63 млн. долл. за поставленный в 2005 году туркменский газ. Судьба этих денег пока не ясна. «Не хочется вспоминать истории из времени премьерства Юлии Тимошенко, когда после ее приезда к тогдашнему руководителю «Газпрома» Рему Вяхиреву все украинские газовые долги были списаны», – проецирует ситуацию на будущее г-жа Белова.
В российско-украинском газовом уравнении существует как минимум еще одно неизвестное, способное изменить расклад к худшему. Это Туркменистан. «Предсказывать поведение Сапармурата Ниязова не возьмется никто, –констатирует Мария Белова. – Однако если проанализировать планы Туркменбаши по строительству газопроводов в Пакистан и по дну Каспийского моря в Закавказье, а также его контакты с Китаем, то можно прийти к выводу, что на определенном этапе кому-то туркменского газа попросту не хватит». Но это в будущем, а вот новое повышение туркменских цен для Украины, по мнению эксперта, не за горами и произойдет уже зимой.